К какому виду выплат (стимулирующей, компенсационной или социальной) можно отнести доплату до фактического среднего заработка работника, превышающего установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности?
К какому виду выплат (стимулирующей, компенсационной или социальной) можно отнести доплату до фактического среднего заработка работника, превышающего установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанная доплата может быть отнесена к социальной выплате.
Обоснование позиции:
Трудовое законодательство не устанавливает такой выплаты, как доплата, превышающая установленный законодательством размер пособия по нетрудоспособности. Однако в силу статей 8 и 9 ТК РФ работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре условия труда, улучшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства, а также дополнительные гарантии и компенсации.
В статье 164 ТК РФ указывается, что к гарантиям относятся средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. К компенсациям следует относить денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. При этом компенсации необходимо отличать от компенсационных выплат, входящих в состав заработной платы. Если надбавки и доплаты компенсационного характера возмещают повышенные затраты труда, то компенсации возмещают денежные затраты работника, произведенные в интересах работодателя, например расходы, понесенные в связи со служебной командировкой, при переезде на работу в другую местность, при использовании личного имущества работника.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
По нашему мнению, указанная в вопросе доплата до фактического среднего заработка не является частью заработной платы, то есть она не может быть отнесена ни к стимулирующим, ни компенсационным выплатам, которые являются составными частями заработной платы работника, поскольку эта доплата производится не за выполнение работником его трудовой функции, не зависит от квалификации работника, сложности выполняемой им работы, условий труда, количества и качества затраченного труда. По нашему мнению, ее следует отнести к гарантии, обязанность по предоставлению которой работодатель добровольно принял на себя, предусмотрев в локальном нормативном акте соответствующее положение или заключив коллективный договор, содержащий такое условие.
Трудовое законодательство не устанавливает, какие выплаты, производимые работникам, следует относить к социальным. Мы считаем, что доплату, указанную в вопросе, можно считать выплатой социального характера (не связанной с оплатой труда). В письме от 03.08.2016 N 14-1-ООГ-7105 Минтруд России высказал мнение по вопросу о включении доплат в расчет среднего заработка для оплаты отпускных. По мнению чиновников, доплата в виде разницы между средней заработной платой и пособием по временной нетрудоспособности является выплатой социального характера, направленной на возмещение утраченного заработка, и потому не может быть включена в расчет среднего заработка.
Согласно ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно п. 1.6 Положения об условиях оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в муниципальной собственности, утвержденного постановлением Администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.03.2016 N 1660 (далее - Положение), руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам осуществляются социальные выплаты, предусмотренные коллективными договорами унитарных предприятий (хозяйственных обществ). Основанием для выплаты является заявление руководителя, его заместителей, главных бухгалтеров, которое подлежит обязательному согласованию с работодателем (представителем работодателя). Социальные выплаты выплачиваются за счет средств унитарного предприятия (хозяйственного общества).
Полагаем, что на основании п. 1.6 Положения если коллективным договором, действующим на предприятии, установлена гарантия в виде доплаты до фактического среднего заработка работника, превышающего установленный максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, такая выплата должна производиться и руководителю этого предприятия, но только после согласования с лицом, осуществляющим права и обязанности работодателя в отношениях с руководителем муниципального унитарного предприятия, в рассматриваемом примере это осуществляет уполномоченное должностное лицо Администрации г. Сургута.
Отметим, что мы высказали свое экспертное мнение по данному вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, судебную практику по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
11 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.