Что понимать под социально-трудовыми гарантиями, сохраняемыми за работниками в период приостановления действия трудовых договоров в силу части шестой ст. 351.7 ТК РФ?
Федеральным законом от 04.08.2023 N 471-ФЗ внесены изменения в часть 6 ст. 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми перечень социально-трудовых гарантий, сохраняемых за работником на период приостановления трудового договора, является открытым и включает в том числе дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
Возможно ли в контексте указанных изменений понимать под иными, прямо не поименованными в тексте, социально-трудовыми гарантиями все другие льготы и компенсации, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя, например: единовременные премии к юбилейным датам работника/работодателя; единовременные премии, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам; компенсационные выплаты по расходам на медицинское обслуживание? Если данная трактовка неприменима в данном случае, каким перечнем социально-трудовых гарантий следует руководствоваться работодателю?
Трудовое законодательство не раскрывает понятие "социально-трудовые гарантии". Из части шестой ст. 351.7 ТК РФ следует, что перечень социально-трудовых гарантий, право на предоставление которых сохраняется за работниками в период приостановления действия их трудовых договоров, приведенный в этой норме, не является исчерпывающим. На это указывает словосочетание "в том числе". Поэтому под сохраняемыми за работниками гарантиями вполне могут пониматься и другие гарантии, на которые он получил право до приостановления действия трудового договора.
Законодатель также не упоминает о том, чем может быть установлено право работника на социально-трудовые гарантии, полагаем, что такие права работника могут быть установлены как трудовым законодательством, локальными нормативными актами, коллективным договором, так и трудовым договором. На это указывает то обстоятельство, что перечисленные в части шестой ст. 351.7 ТК РФ гарантии упоминаются в перечне дополнительных условий, которые стороны могут включить в трудовой договор (заметим, что этот перечень условий также не является исчерпывающим). Вместе с тем, учитывая положение части третьей ст. 351.7 ТК РФ, мы можем предположить, что социально-трудовыми гарантиями могут быть главным образом те гарантии, которые направлены на социальную защиту (поддержку) работников, право на предоставление которых возникает не за выполнение ими трудовых обязанностей, а по факту существования трудовых отношений между ними и конкретным работодателем, обязанным предоставлять такие гарантии по закону или в силу добровольно принятых на себя обязательств. По нашему мнению, те гарантии, которые предоставляются работникам за выполнение ими трудовых обязанностей, независимо от того, предусмотрены ли они законом или локальным нормативным актом, к социально-трудовым гарантиям относить не следует.
Мы придерживаемся позиции, согласно которой премии - ни как стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда (ст. 129 ТК РФ, ст. 135 ТК РФ), ни как поощрительные, в том числе разовые выплаты (ст. 190 ТК РФ), не должны начисляться работникам за период, в который их трудовые договоры были приостановлены. Полагаем, что единовременные премии к юбилейным датам работника/работодателя, а также единовременные премии, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, не подпадают под понятие социально-трудовых гарантий, о сохранении права на которые идет речь в части шестой ст. 351.7 ТК РФ. А вот компенсационные выплаты по расходам работников на медицинское обслуживание, на наш взгляд, вполне отвечают по своему характеру и назначению термину "социально-трудовые гарантии", поэтому должны производиться работникам в период приостановления действия их трудовых договоров.
Отметим, что поскольку конкретный и полный перечень социально-трудовых гарантий не установлен на законодательном уровне, работодателю при применении части шестой ст. 351.7 ТК РФ следует исходить из собственного понимания того, какие именно гарантии, из тех, что предоставлялись работникам до приостановления действия трудовых договоров, можно отнести к таковым. Мы лишь высказали свое экспертное мнение по вопросу. К сожалению, судебную практику или разъяснения компетентных органов по данному вопросу мы не обнаружили.
Кроме того, работодатель в принципе не лишен права улучшить положение работников, и принять решение о назначении и выплате им ежемесячных премий, перечисленных в вопросе, в период приостановления действия трудовых договоров. Такое решение не нарушает запрет, установленный частью четвертной ст. 8 ТК РФ. Эти премии за период приостановления по решению работодателя могут быть выплачены работникам и после возобновления действия их трудовых договоров.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
28 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.