Может ли работодатель требовать от работника отвечать на звонки работодателя на его личный мобильный телефон в рабочее время, если эти звонки производятся в целях контроля рабочего процесса и местонахождения работника?
Офис организации находится по одному адресу, а работник работает по другому адресу. Руководитель не может дозвониться на сотовый телефон работника в рабочее время (рабочего телефона нет), так как тот не отвечает или скидывает звонок. Работник говорит, что если руководителю нужна какая-либо информация, то пусть приходит к нему по адресу его места работы. Как повлиять на работника в такой ситуации (уведомление о необходимости ответа на рабочие звонки по сотовому телефону и т.д.)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель не может требовать от работника использования его личного мобильного телефона в служебных целях.
Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 22 ТК РФ работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Одновременно на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Таким образом, работодатель в целях оптимизации производственного процесса, коммуникаций (как горизонтальных, так и вертикальных) между сотрудниками вправе внедрять различные способы связи для использования их работниками при исполнении ими трудовых обязанностей, обеспечив работников необходимыми техническими средствами, например, выдав корпоративные телефоны и т.п. Отметим, что работник не обязан эксплуатировать свое личное имущество в интересах работодателя. В ст. 188 ТК РФ прямо указано, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за такое использование, а также возмещаются расходы, связанные с использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
На этом основании мы считаем, что в отсутствие соглашения об использовании работником личного мобильного телефона в служебных целях (в том числе в целях контроля работодателем за местонахождением работника и исполнением им трудовых обязанностей), работодатель не может требовать от работника отвечать на звонки работодателя, направляемые на его личный телефон, в том числе в рабочее время.
Уведомления для возложения на работника такой обязанности недостаточно, с работником должно быть заключено соответствующее соглашение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
24 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.