Избрание уполномоченного представителя работников для заключения коллективного договора
В учреждении, расположенном на 5 территориально отдаленных друг от друга площадках, с персоналом более 1000 физических лиц, у которых разный график работы (сменный - день/ночь, пятидневная рабочая неделя и т.д.), необходимо избрать уполномоченного представителя работников для заключения коллективного договора. Собрать 50% сотрудников в одном помещении на общее собрание невозможно. Какие есть варианты для проведения голосования?
Возможно ли провести заочное голосование, если в локальном акте учреждения подробно описан порядок такого голосования? Будет ли соблюдена тайность голосования путем оформления бланков голосования с синей гербовой печатью учреждения и закрытых ящиков для бюллетеней, расположенных в безопасном месте?
Какой состав представительного органа должен быть (сколько человек и их роли)?
Прежде всего отметим, что закон обязывает работодателя вступать в переговоры только с лицом, которое представляет интересы всех или большинства работников работодателя либо уполномочено на представительство в установленном ст. 37 ТК РФ порядке при обязательном соблюдении принципа подтверждения полномочности представителей (определение Владимирского областного суда от 28.10.2020 N 33-3827/2020, решение Правобережного районного суда г. Липецка Липецкой области от 02.07.2021 N 2-10/2021).
Так, если в организации или у индивидуального предпринимателя имеется первичная профсоюзная организация, в которой состоят более половины работающих, то она обладает исключительным правом по решению своего выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров по заключению коллективного договора от имени всех работников без предварительного проведения общего собрания либо конференции трудового коллектива и создания единого представительного органа.
Если первичные профсоюзные организации являются малочисленными и объединяют менее половины работников либо профсоюз у работодателя вовсе отсутствует, то в этих случаях в обязательном порядке проводится общее собрание (конференция) работников, на котором они тайным голосованием поручают представление своих интересов на ведение коллективных переговоров или имеющейся профсоюзной организации, или иному представителю.
Трудовым законодательством не урегулирована процедура избрания представителей работников на общем собрании или конференции. Поэтому такие вопросы, как утверждение кандидатур, порядок голосования и учета количества голосов, срок полномочий представителей и т.п., должны разрешаться непосредственно самим общим собранием (конференцией). Представители Роструда рекомендуют на общем собрании принять локальный акт (например, положение об общем собрании работников), в котором урегулировать подобные вопросы (смотрите ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Также следует обратить внимание, что общее собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников, а конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (часть третья ст. 399 ТК РФ).
Заседания общего собрания оформляются протоколом. Порядок заполнения протокола действующим законодательством не предусмотрен. Как правило, в протоколе фиксируются: дата проведения; количественное присутствие (отсутствие) членов трудового коллектива; приглашенные (Ф.И.О., должность); повестка дня; ход обсуждения вопросов; предложения, рекомендации и замечания членов трудового коллектива и приглашенных лиц; решение. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. Порядок оповещения работников устанавливается самими работниками. Для урегулирования вопросов, не предусмотренных действующим законодательством, работникам на общем собрании целесообразно принять локальный акт (например, положение об общем собрании работников), в котором урегулировать данные вопросы.
Важно также помнить, что частью третьей ст. 36 ТК РФ запрещено ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей (рекомендуем ознакомиться с определением Седьмого КСОЮ от 23.09.2021 по делу N 8Г-14101/2021). Полагаем, что по смыслу указанной нормы под ними следует понимать лиц, которые фактически заинтересованы в представлении интересов работодателя, а не трудового коллектива, в силу того, что они находятся в непосредственной служебной зависимости от руководства организации либо осуществляют в ней отдельные организационно-распорядительные функции. К примеру, Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в своем решении от 12.08.2010 N 2-275 усмотрел нарушение вышеупомянутой нормы ТК РФ в том, что при заключении коллективного договора интересы работников представляло лицо, занимающее должность заместителя директора организации. При этом имеется пример, когда суд не признал членов представительного органа работников, занимающих должности главного инженера и заместителя главного бухгалтера, представителями работодателя (определение Мурманского областного суда от 18.03.2015 N 33-754/2015).
Количество членов представительного органа нормативно не определено, следовательно, состав представительного органа учреждение формирует самостоятельно (смотрите также ответ на вопрос: В организации существует представительный орган работников, состоящий из 9 человек. При этом коллективный договор должны подписывать все члены представительного органа или можно выбрать из состава органа председателя, который и будет подписывать коллективный договор? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2020 г.)).
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным полагаем, что в рассматриваемом случае при отсутствии возможности провести полноценное собрание (конференцию) учреждение вправе организовать общие собрания работников структурных подразделений для выборов делегатов на общую конференцию трудового коллектива тайным голосованием простым большинством голосов, а также в локальном акте прописать процедуру избрания представителей работников в порядке проведения тайного голосования (смотрите, например, решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 20.09.2022 по делу N 2-792/2022).
Обращаем внимание, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов. Учитывая, что действующее законодательство не содержит прямого ответа на заданный вопрос, то полагаем, что в случае возникновения спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела, изучив локальные нормативные акты, регулирующие в учреждении порядок проведения голосования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Ответ прошел контроль качества
3 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.