Вправе работодатель в 2023 году предоставлять гарантии работникам на основании аттестации рабочих мест (2013 года), если в 2018 и в 2023 годах были проведены СОУТ?
По результатам аттестации рабочих мест (АРМ) в 2013 году работнику предприятия была установлена компенсация 4% за работу во вредных условиях труда (подкласс 3.1). При проведении СОУТ в 2018 и 2023 годах установлен второй итоговый класс, то есть компенсация в 4% не полагается, при этом условия труда на рабочем месте не изменились. При таких же обстоятельствах работникам лаборатории (структурное подразделение предприятия) был изменен подкласс условий труда с 3.3 на 3.2, то есть сокращенная неделя не полагается, условия труда не изменились. Все годы работодатель предоставлял указанным выше работникам льготы, установленные по результатам АРМ, а работникам лаборатории, основываясь еще и на постановлении Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Вправе ли работодатель и дальше предоставлять льготы указанным выше работникам независимо от результатов СОУТ? Чем это обосновать?
Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда, до истечения срока действия таких результатов (в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее - Закон N 421-ФЗ) при реализации в соответствии с положениями ТК РФ (в редакции Закона N 421-ФЗ) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Иными словами, если до 1 января 2014 года работникам были установлены гарантии за работу во вредных условиях труда на основании редакции ТК РФ, действовавшей до указанной даты, то изменения, внесенные в ТК РФ Законом N 421-ФЗ, не могут повлечь за собой уменьшения объема предоставляемых работнику гарантий, если условия его труда не меняются.
Вместе с тем ввиду различий в методиках проведения аттестации рабочих мест и СОУТ условия труда на одном и том же рабочем месте при их фактической неизменности в некоторых случаях могут быть по результатам аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, отнесены к более высокому классу, чем по результатам специальной оценки, проведенной после указанной даты. По мнению специалистов ведомств (смотрите письмо Федеральной службы по труду и занятости от 21.08.2015 N ТЗ/18930-3-3; письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161; п. 12 информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2014), право на изменение уровня предоставляемых работнику гарантий возникает у работодателя именно в случае уменьшения итогового класса (подкласса) условий труда по результатам специальной оценки.
Из вопроса следует, что у работника изменился итоговый класс на допустимые условия труда (2 класс).
Из ст. 147 ТК РФ следует, что повышенный размер оплаты труда (минимальный размер 4%) устанавливается именно за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Поскольку у работника допустимые условия труда по результатам СОУТ, то в силу ст. 147 ТК РФ повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда данному работнику не полагается.
Относительно того, может ли работодатель продолжать выплачивать указанному работнику заработную плату в повышенном размере (компенсация 4%), отметим следующее.
Как указано в части первой ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом законодатель прямо запрещает какую бы то ни было дискриминацию при установлении условий оплаты труда (часть вторая ст. 132 ТК РФ), а также обязывает работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (часть вторая ст. 22 ТК РФ).
Не являются дискриминацией установление различий прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо установлены ТК РФ (ст. 3 ТК РФ).
Таким образом, поскольку указанные различия в оплате труда установлены работодателем, а не предусмотрены Трудовым кодексом РФ, Законом N 421-ФЗ и Законом N 426-ФЗ, мы не можем исключить риск, что контролирующие органы или судебные в случае возникновения спора с другими работниками могут признать данную ситуацию дискриминацией в сфере труда. К сожалению, разъяснений контролирующих органов или судебной практики по ситуации, аналогичной приведенной в вопросе, нам обнаружить не удалось.
Относительно сокращенной рабочей недели, которую работодатель предоставляет, основываясь на Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список), сообщаем следующее.
В силу ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Как указал Верховный Суд РФ в решении от 14.10.2014 N АКПИ14-918, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Минтруд России и судебные органы указывают, что по вопросу о применении после проведения СОУТ Списка, после вступления в силу Закона N 426-ФЗ, указанный Список действует в части, не противоречащей действующему законодательству, и может применяться только в целях определения конкретной продолжительности сокращенной продолжительности рабочей недели и ежегодного дополнительного отпуска отдельным категориям работников в рамках подготовки и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров, согласно результатам специальной оценки условий труда и в зависимости от финансово-экономического положения работодателя (письмо Минтруда России от 16.06.2015 N 15-1/В-2425; определение Пензенского облсуда от 15.03.2022 N 33-715/2022; решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.12.2019 N А70-17015/2019).
В свою очередь, представители Роструда в своих ответах указывают, что после проведения специальной оценки условий труда Список не подлежит применению (смотрите вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, также рекомендуем ознакомиться с ответом на вопрос 4 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что законодатель предусмотрел возможность установить по соглашению сторон работнику неполное рабочее время (в силу ст. 93 ТК РФ), но установить по соглашению сторон сокращенное рабочее время ст. 92 ТК РФ не позволяет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
19 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.