Использование портала Госуслуг для ведения воинского учета в организациях
Организация ранее не вела воинский учет. В настоящее время она планирует начать вести воинский учет.
Может ли организация подавать все сведения через портал "Госуслуги", или сначала организация обязана представить оригинал приказа о назначении ответственного, а также личные карточки военнообязанных непосредственно в военкомат? Можно ли в дальнейшем все сведения направлять через портал "Госуслуги"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возможность передачи в военкомат проекта приказа об организации воинского учета граждан в электронном виде на сегодняшний день из нормативных актов не следует.
Обоснование позиции:
Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц.
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с:
- подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение);
- Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция);
- Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
Приведенные нормативные акты действительно предусматривают реализацию части взаимодействия работодателей с военкоматами через портал "Госуслуги". Так, в силу п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием портала "Госуслуги", в порядке, установленном Правительством РФ, а также направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием портала "Госуслуги".
Пункт 32 Положения среди прочего относит к обязанностям работников, осуществляющих воинский учет в организациях:
- направление в течение пяти дней со дня принятия или увольнения граждан с работы в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. "а");
- направление в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (подп. "б");
- внесение в учетные документы сведений об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и сообщение в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений об указанных изменениях в военкоматы (подп. "е").
Согласно п. 32.1 Положения в трех перечисленных случаях сведения, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью работника, осуществляющего воинский учет в организации, представляются в военкомат в том числе с использованием портала "Госуслуги" при применении сертифицированных ФСБ России средств криптографической защиты информации.
К сожалению, мы не обладаем информацией о том, реализована ли технически на портале "Госуслуги" возможность передачи указанных сведений в данный момент.
При этом случаи взаимодействия работодателей с военкоматами не исчерпываются теми, которые были перечислены выше. Так, в частности, согласно п. 22 Методических рекомендаций персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям. Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Полагаем, что проект данного приказа не относится ни к необходимым для ведения воинского учета сведениям о гражданах, состоящих на воинском учете, ни к сведениям, перечисленным в подп. "а", "б" и "е" п. 32 Положения. Сами же Методические рекомендации не предусматривают возможности использования портала "Госуслуги" для направления проекта приказа об организации воинского учета граждан. Вместе с тем Методические рекомендации в принципе не регулируют порядок согласования указанного приказа, поэтому, полагаем, если соответствующий функционал будет реализован на портале "Госуслуги", это не будет противоречить действующему нормативному регулированию.
Есть у организации и иные обязанности в области воинского учета, реализация которых с помощью портала "Госуслуги" на сегодняшний день нормативно не предусмотрена. Так, например, согласно п. 37 Методических рекомендаций в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных организациях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Также отметим, что пунктом 32 Положения предусмотрена необходимость проводить не реже 1 раза в год сверку сведений о воинском учете, содержащихся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления. Порядок проведения такой сверки приведен в п. 36 Инструкции. Дата и время сверки устанавливаются военкоматом (при отсутствии военкомата - органом местного самоуправления), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В карточках простым карандашом делается отметка о проведении сверки: указывается дата сверки и проставляется подпись работника организации, осуществляющего воинский учет. По завершении сверки 100% карточек сотрудник военкомата (органа местного самоуправления) должен сделать запись в журнале проверок. Полагаем, что реализация данного требования через портал "Госуслуги" также не представляется возможной.
Кроме того, в п. 34 Положения говорится об участии работодателя в сверках при проведении мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет. Военный комиссар муниципального образования до 15 декабря в целях выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, проверяет с выездом в организации или с приглашением в военный комиссариат должностных лиц организаций, отвечающих за ведение воинского учета, соответствие данных учетных документов, которые ведутся по месту работы граждан, с представленными в военный комиссариат списками. Вызов в военный комиссариат должностных лиц организаций упоминается и при описании процедуры итоговой сверки учетных данных на граждан, первоначально поставленных на воинский учет, проводимой в апреле-июне.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Ответ прошел контроль качества
2 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.