Воинский учет в организации

1. Как ООО организовать воинский учет?
2. Куда направлять документы? Какие установлены сроки сдачи документов?
3. Какие предусмотрены штрафы за правонарушения работодателя в области воинского учета?

1. Воинский учет является формой реализации гражданами обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции РФ. Целью воинского учета является сбор, обобщение и анализ сведений о количественном составе и качественном состоянии призывных и мобилизационных людских ресурсов. Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне"; подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700; Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Ведение воинского учета в организации предполагает ее постановку на учет в территориальной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, по месту нахождения организации. Следует отметить, что нормативными правовыми актами порядок постановки организаций на воинский учет не определен. На практике это делается путем обращения в территориальные комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, по месту фактического нахождения. Информация о режиме работы комиссий, как правило, размещается на официальных сайтах муниципальных образований (смотрите, например, сайт Управы Басманного района г. Москвы, сайт Администрации Санкт-Петербурга (Центральный район)), зачастую с указанием перечня документов, необходимых для регистрации. Так, для регистрации в районной комиссии Басманного района г. Москвы представляются:

  • инициативное письмо о постановке организации на воинский учет за подписью руководителя, заверенной печатью;
  • копия письма из Мосгоркомстата (о присвоении кодов статистики);
  • копия свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН;
  • заполненная карточка учета организации по форме 18 (смотрите приложение N 2 к письму Минкультуры России от 21.10.2015 N 344-01-39-ВА)*(1);
  • заверенная копия приказа о назначении военно-учетного работника;
  • для организаций, ведущих бронирование граждан, пребывающих в запасе, - "Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе" (форма N 6).

На практике также часто требуется представить приказ об организации воинского учета (приложение N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях (утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). Проект приказа необходимо согласовать с военным комиссаром муниципального образования, который осуществляет деятельность на территории, где расположена организация (ее структурное подразделение).

Поскольку законодательство предполагает проведение ежегодных сверок сведений о воинском учете, содержащихся в карточках организаций, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (п. 36 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (приложение к приказу Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. N 700)), карточка учета организации (форма 18), а для организаций, ведущих бронирование граждан, пребывающих в запасе, также отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма N 6), представляются каждый раз при проведении такой сверки. Следует отметить, что дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. То есть какого-то нормативно установленного срока (в том числе предельного срока) для проведения сверки законодательство не устанавливает, более того, сама формулировка п. 36 Инструкции предполагает, что сверка в отношении каждой отдельной организации производится в установленную именно для нее дату.

2. Законодательство предусматривает также обязанность организации-работодателя информировать военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления об определенных обстоятельствах в установленные сроки:

  • в течение пяти дней со дня принятия/увольнения граждан с работы подаются сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (смотрите подп. "а" п. 32, а также приложение N 2 к Положению о воинском учете). Сведения направляются в военкомат по месту жительства (регистрации) работника;
  • в течение пяти дней со дня изменения подаются сведения о гражданах, состоящих на воинском учете (изменение семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан (подп. "е" п. 32 Положения), а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учет, в том числе через портал "Госуслуги" или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, приложение N 2 к Порядку сообщения организациями об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, в военные комиссариаты, приложение N 10 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях);
  • в течение пяти рабочих дней со дня выявления подается информация о наличии в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, о неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • в течение трех дней подаются сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете (смотрите п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, приложение N 6 к Положению о воинском учете);
  • в течение трех дней подаются сведения о заключенном срочном трудовом договоре на период прохождения альтернативной гражданской службы (п. 40 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256));
  • аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, представляют информацию об увольнении граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, в двухнедельный срок с момента увольнения;
  • в двухнедельный срок со дня получения соответствующего запроса подаются сведения, необходимые для ведения воинского учета (п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ, подп. "б" п. 32 Положения о воинском учете).

Кроме того, в соответствии с п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях каждая организация перед началом очередного календарного года должна разрабатывать план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Типовая форма плана предусмотрена приложением N 17 к Методическим рекомендациям. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования (п. 37), но сроки такого согласования не регламентированы.

В заключение отметим, что согласно подп. "в" п. 29 Методических рекомендаций работники, осуществляющие воинский учет в организациях, представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению N 11 к Методическим рекомендациям. Однако постановлением Правительства России от 25 июля 2023 г. N 1211 аналогичная норма была исключена из Положения о воинском учете (подп. "в" п. 32 Положения). В настоящее время п. 34 Положения предусмотрено, что военный комиссар при отсутствии технической возможности получения сведений в электронной форме из государственного информационного ресурса, иных государственных информационных систем и информационных ресурсов запрашивает от организаций сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению N 6 и заполненные анкеты на этих граждан по форме согласно приложению N 7 (смотрите также письма Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922 и от 22.08.2023 N 308/2/8798).

3. Административные правонарушения работодателя в области воинского учета (глава 21 КоАП РФ) в настоящее время сводятся к:

  • непредставлению в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ, штраф на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 350 000 тысяч до 400 000 рублей);
  • неоповещению граждан о вызове (повестке) военного комиссариата либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ, штраф на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 рублей);
  • непредставлению или несвоевременному представлению должностными лицами в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета (ст. 21.4 КоАП РФ, штраф на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей).

Кроме того, следует упомянуть ст. 19.38 КоАП РФ: неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей.

Следует отметить, что глава 21 КоАП РФ в новой редакции (существенно увеличены размеры штрафов, изменены формулировки отдельных статей) действует только с 1 октября 2023 г. Соответственно, правоприменительной практики по обновленному законодательству еще нет, в связи с чем имеется множество вопросов и неопределенностей относительно того, как будут реализовываться новые нормы. В особенности это касается ст. 21.4 КоАП РФ: непонятно, какой объем сведений охватывается диспозицией данной статьи, и не будут ли суды и административные органы толковать данную норму расширительно. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим 

Ответ прошел контроль качества 

4 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите Пример заполнения Карточки учета организации (форма N 18) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, октябрь 2022 г.).