Надо ли маршрут следования в командировке и обратно конкретизировать в положении о командировках?
В бюджетном учреждении Якутии утверждено положение по командировкам главы муниципалитета, муниципальным служащим и иным работникам, в котором прописаны порядок и условия командирования. Норм, прописывающих маршрут следования к командировкам, не указан. Учитывая, что Республика Якутия - большой регион, имеются трудности с транспортными развязками, поездки в командировки бывают иногда очень долгими, и именно путь следования к месту командировки и обратно занимает большую часть времени. Например, командировка в городе Якутске всего один день, но, чтобы добраться до Якутска, требуется два дня в одну сторону, и, получается, общая продолжительность командировки пять дней. Можно ли прописать в положении о командировках нормы, разрешающие выбирать маршрут следования к месту командировки не только через Якутию, но и через иные регионы России? Например, командировка в городе Якутске, но маршрут следования к командировке проложить через город Иркутск, потому что так будет быстрее и дешевле? Надо ли маршрут следования в командировке и обратно конкретизировать в положении? Если да, то как это прописать? Есть ли какие-либо ограничения у бюджетников по командировкам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не содержит норм, обязывающих работника выбирать маршрут следования к месту командирования исключительно по территории Республики Саха (Якутия).
Ограничения по стоимости проезда законодательством не установлены. Во избежание вопросов, связанных с возмещением командировочных расходов, представляется целесообразным, в силу ст. 168 ТК РФ, бюджетному учреждению разработать и согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с частью первой ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) служебная командировка (далее - командировка) является поездкой работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом согласно п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее - Положение) в целях этого Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.
Понятие проезда применительно к направлению работника в командировку ТК РФ не раскрывает. Однако из пунктов 4 и 12 Положения можно сделать вывод о том, что под проездом в этом контексте следует понимать перемещение работника тем или иным видом транспорта от места постоянной работы к месту командировки и обратно.
В силу ст. 167 и ст. 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в частности, расходов по проезду. Из п. 12 Положения следует, что работодатель оплачивает расходы по проезду в командировку и обратно к месту постоянной работы. Такие расходы подтверждаются проездными документами (п. 26 Положения).
Анализ приведенных норм показывает, что возмещение сотруднику расходов по проезду является не правом, а обязанностью работодателя. При этом ни ТК РФ, ни иными положениями действующего законодательства РФ не предусмотрено норм, устанавливающих обязанность возмещения работодателем стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно исключительно по территории региона (республики, области, края), в котором проживает или работает работник. Следовательно, расходы на проезд в командировку и обратно до места работы в силу части первой ст. 168, пунктов 4 и п. 12 Положения подлежат компенсации работодателем.
Согласно части четвертой ст. 168 ТК РФ и пункту 11 Положения порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам муниципальных учреждений определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. По информации, имеющейся в открытом доступе, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, на уровне муниципального образования "Поселок Пеледуй" Ленского района Республики Саха (Якутия) нами не были найдены.
Таким образом, в рассматриваемом случае, полагаем, поскольку ограничения по стоимости проезда законодательством не установлены, то применение ограничений по сумме возмещения работнику расходов стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, связанных с территорией региона (Республики Саха (Якутия)), в котором проживает работник, не соответствуют требованиям законодательства.
Во избежание вопросов, связанных с возмещением командировочных расходов, представляется целесообразным, в силу ст. 168 ТК РФ, бюджетному учреждению разработать и согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками. При этом полагаем, что работодатель с целью экономного и рационального использования бюджетных средств, вправе при формулировании положений локального нормативного акта установить, что при планировании поездки работнику надлежит выбирать маршрут следования по территории Российской Федерации с минимальным временем нахождения и остановок в пути.
Подчеркнем, что высказанная нами позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением других специалистов, мнением контролирующих органов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина
Ответ прошел контроль качества
29 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.