Включается ли в состав заработной платы сторожа (при сменном графике работы) при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда повышенная оплата за работу в ночное время и за работу в выходные и праздничные дни?
Включается ли в состав заработной платы сторожа (при сменном графике работы) при ее сравнении с минимальным размером оплаты труда повышенная оплата за работу в ночное время и за работу в выходные и праздничные дни?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для целей сравнения с МРОТ в состав заработной платы не включаются компенсационные выплаты за работу в ночное время, а также за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и все прочие виды доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Такие выплаты следует начислять сверх МРОТ.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - также МРОТ).
Из ч. 1 ст. 129 ТК РФ следует, что в заработную плату включаются как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, так и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), а также стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Буквальное толкование положений ч. 3 ст. 133 ТК РФ и ч. 1 ст. 129 ТК РФ позволяет заключить, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты. Однако применимость такого толкования долгое время вызывала споры. Ясность в вопрос соотношения МРОТ с совокупностью образующих заработную плату выплат внёс Конституционный Суд РФ.
В постановлении от 11.04.2019 N 17-П был рассмотрен вопрос об учете в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу, за работу в ночное время.
Конституционный Суд РФ указал, что каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Выходные дни конкретного работника определяются его режимом рабочего времени и времени отдыха, а нерабочие праздничные дни являются едиными для всех работников независимо от режима. Это означает, что у работников, для которых графиком запланирована работа в субботу или воскресенье, эти дни выходными не являются, и поэтому работа в такие дни подлежит оплате по общим правилам без применения повышенного размера, предусмотренного за работу в выходные дни. Однако если по графику работник должен выйти на работу в праздник, такой день работы подлежит оплате в повышенном размере по правилам ст. 153 ТК РФ.
То есть в рассматриваемом случае при сравнении с МРОТ в состав заработной платы не следует включать доплату за работу, которую сторожа выполняли:
- в их выходные дни (независимо от того, на какие дни недели они выпадают), в которые по графику работы (сменности), составленному с учетом установленного режима рабочего времени, они работать не должны были;
- в нерабочие праздничные дни, независимо от того, должны ли они были работать в эти дни по графику или нет.
Таким образом, взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и ч. 3 ст. 133 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника для целей сравнения с МРОТ повышенной оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Такие выплаты следует начислять сверх МРОТ (смотрите также ответ 1, ответ 2 с портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Ответ прошел контроль качества
29 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.