С 01.10.2023 вводятся штрафы за несдачу отчетов в военкомат. Какие отчеты в военкомат надо сдавать предприятиям? Какие документы требовать у граждан при приеме на работу? Надо ли ИП с наемными сотрудниками отчитываться в военкомат? Надо ли ИП без сотрудников отчитываться в военкомат?
Законодательством РФ обязанность осуществления воинского учета работников возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц.
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с:
- подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение);
- Инструкцией об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция);
- Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
На индивидуальных предпринимателей обязанность по ведению воинского учета законом не возложена. Они не могут привлекаться к административной ответственности по тем статьям КоАП РФ, которыми установлены санкции для должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 13798/08).
Приведенные нормативные акты как таковой обязанности по сдаче каких-либо отчетов в военкомат не предполагают. Тем не менее из них следует обязанность в определенных ситуациях осуществлять взаимодействие с военкоматами и предоставлять им определенную информацию.
Так, воинский учет в организации целесообразно начинать с определения лиц, ответственных за ведение воинского учета. Согласно п. 22 Методических рекомендаций персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям. Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов. Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
Также организация в соответствии с п. 37 Методических рекомендаций должна разработать и согласовать с военкоматом план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приложение N 17 к Методическим рекомендациям).
Нормативные акты также обязывают работодателя в определенных случаях предоставлять в военкомат информацию о работниках. Так, п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ обязывает направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений, в том числе с использованием портала госуслуг, в порядке, установленном Правительством РФ, также направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием портала госуслуг.
Пункт 30 Положения среди прочего устанавливает обязанность работодателя информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение пяти рабочих дней со дня их выявления.
На основании подп. "а" п. 32 Положения работодатели направляют в течение пяти дней со дня принятия или увольнения граждан с работы в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. Форма предусмотрена приложением N 9 к Методическим рекомендациям.
Подп. "е" п. 32 Положения требует от работодателей сообщать в военкомат об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений. Порядок сообщения приведен в приложении N 13 к Методическим рекомендациям.
Кроме того, в некоторых случаях передача информации в военкомат осуществляется по его запросу. Так, п. 11 ст. 8.1 Закона N 53-ФЗ устанавливает обязанность организации предоставлять сведения о гражданах, необходимые для ведения воинского учета, по запросам военных комиссариатов, направленным в письменной и (или) электронной форме. Делать это нужно в двухнедельный срок со дня получения запроса военного комиссариата, если иное не установлено Законом N 53-ФЗ. Подп. "б" п. 32 Положения также предусматривает обязанность направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (форма приведена в приложении N 10 к Методическим рекомендациям). А в силу п. 34 Положения военный комиссар при отсутствии технической возможности получения сведений в электронной форме из государственного информационного ресурса, иных государственных информационных систем и информационных ресурсов запрашивает от организаций сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению N 6 и заполненные анкеты на этих граждан по форме согласно приложению N 7. Смотрите также письма Минобороны России от 23.08.2023 N 308/2/8922 и от 22.08.2023 N 308/2/8798.
Кроме того, пунктом 32 Положения предусмотрена необходимость проводить не реже одного раза в год сверку сведений о воинском учете, содержащихся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления. Порядок проведения такой сверки приведен в п. 36 Инструкции. Дата и время сверки устанавливаются военкоматом (при отсутствии военкомата - органом местного самоуправления), ведущим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В карточках простым карандашом делается отметка о проведении сверки: указывается дата сверки и проставляется подпись работника организации, осуществляющего воинский учет. По завершении сверки 100% карточек сотрудник военкомата (органа местного самоуправления) должен сделать запись в журнале проверок. Для сверки данных о гражданах, состоящих на воинском учете в других военкоматах, туда направляются списки граждан по форме согласно приложению N 23 к Инструкции. Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка в карточке о проведении сверки дополняется в этом случае регистрационным номером списка.
Об участии работодателя в сверках при проведении мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, говорится в п. 34 Положения. Военный комиссар муниципального образования до 15 декабря в целях выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, проверяет с выездом в организации или с приглашением в военный комиссариат должностных лиц организаций, отвечающих за ведение воинского учета, соответствие данных учетных документов, которые ведутся по месту работы граждан, с представленными в военный комиссариат списками. Вызов в военный комиссариат должностных лиц организаций упоминается и при описании процедуры итоговой сверки учетных данных на граждан, первоначально поставленных на воинский учет, проводимой в апреле-июне.
Относительно документов, предъявляемых при приеме на работу, отметим следующее. В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора предъявляют документы воинского учета.
В качестве документов воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организациях и заполняются карточки формы N 10, в п. 28 Положения названы:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа (так называемое приписное свидетельство), - для призывников;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.
Аналогичный перечень документов, которые выдаются состоящим на воинском учете гражданам, приводится в п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (далее - Закон N 53-ФЗ). При этом в законе уточняется, что органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им, помимо указанных документов, также персональные электронные карты.
Все перечисленные документы (включая персональную электронную карту) также поименованы в качестве документов воинского учета в Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее - Инструкция). Однако информация на ПЭК записывается с помощью автоматизированной системы изготовления, учета и применения персональных электронных карт. Считать нужные сведения с ПЭК работодатель не может. Соответственно, для ведения воинского учета граждан по месту работы ПЭК не годится. В п. 32 Инструкции в числе документов, на основании которых заполняются карточки формы N 10, ПЭК не фигурирует.
В соответствии с п. 31 Положения на организации возложена обязанность по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы. Организации обязаны запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета (определение Верховного Суда РФ от 16.02.2010 N КАС10-11). Полагаем, чтобы выполнить данную обязанность, работодателю необходимо потребовать от гражданина, утверждающего, что он не является военнообязанным и не подлежит призыву, документы, подтверждающие его отношение к воинской обязанности, если имеющаяся у работодателя информация о данном гражданине позволяет предполагать, что он может относиться к числу лиц, обязанных состоять на воинском учете. В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в соответствии с подп. "а" п. 30 Положения организации обязаны у всех граждан, принимаемых на работу, проверять наличие в паспортах отметок об отношении к воинской обязанности. Смотрите также определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10.03.2021 N 33-758/2021.
Также отметим, что в силу п. 33 Инструкции при заполнении работодателем личной карточки лица, подлежащего воинскому учету, реквизиты раздела I: "Фамилия", "Имя", "Отчество "(при наличии)", "Дата рождения", "Место рождения", "Образование", "Профессия", "Семейное положение", "Состав семьи", "Знание иностранных языков", "Паспорт", "Водительское удостоверение" заполняются по данным паспорта (удостоверения личности военнослужащего) гражданина Российской Федерации, документа воинского учета и других подтверждающих документов.
Вместе с тем как таковая обязанность работника представлять для этих целей при приеме на работу какие-либо документы, кроме паспорта и документа воинского учета, из закона не следует. Так, согласно части третьей ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Инструкция же утверждена приказом Минобороны России. Так, например, Роструд в одной из своих консультаций указал, что, если представление водительского удостоверения не требуется для выполнения трудовых обязанностей, работник не обязан представлять его работодателю для заполнения личной карточки.
Подчеркнем, что в данном ответе приведен не исчерпывающий перечень обязанностей в области воинского учета. Более подробно ознакомиться с нормативными требованиями к ведению воинского учета в организациях можно в Энциклопедии решений ГАРАНТ:
- Воинский учет граждан по месту работы;
- Организация воинского учета граждан по месту работы;
- Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях;
- Документы по ведению воинского учета в организациях;
- Как заполнить Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету (форма N 10);
- Граждане, подлежащие воинскому учету;
- Документы воинского учета;
- Ответственность работодателя и его должностных лиц за правонарушения в области воинского учета;
- Проверки ведения организациями воинского учета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
Ответ прошел контроль качества
20 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.