Может ли быть офисный работник (специалист) освобожден от обучения по охране труда по программе подп. "б" п. 46 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, если он работает только за компьютером, а также от инструктажа по охране труда на рабочем месте? Его руководитель должен проходить обучение по программе подп. "а" п. 46 данных Правил?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Офисных работников (специалистов) можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа при определенных условиях, указанных в обосновании ответа.
Для руководителей структурных подразделений организации и их заместителей обучение по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил N 2464, является обязательным.
Вместе с тем руководителей (заместителей руководителей) руководителей (и замов) структурных подразделений организации и их заместителей можно освободить от обучения по программе подп. "б" п. 46 (п. 54 Правил N 2464).
Обоснование вывода:
1. Освобождение от инструктажа на рабочем месте
Действительно, как указано в п. 13 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, далее - Правила N 2464) допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте по ОТ в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются:
- персональные ЭВМ (персональные компьютеры);
- аппараты копировально-множительной техники настольного типа;
- единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации;
- иная офисная организационная техника;
- бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства.
При этом должны соблюдаться следующие условия:
- другие источники опасности отсутствуют,
- условия труда по результатам проведения СОУТ являются оптимальными или допустимыми.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда, утверждается работодателем. Следовательно, работодателю необходимо издать приказ с указанием перечня работников, освобожденных от прохождения указанного инструктажа.
Минтруд России в п. 2 письма от 22.09.2022 N 15-2/ООГ-2333 также отметил, что задачей первичного инструктажа по ОТ является в том числе ознакомление работника с технологическим процессом и оборудованием на его рабочем месте, с требованиями безопасности при эксплуатации данного оборудования. В этой связи в п. 13 Правил указаны те виды оборудования, при работе с которыми допускается освобождение работника от первичного инструктажа по охране труда. В случае если по результатам оценки профессиональных рисков работодателем выявлены иные опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц при спотыкании), то информацию о них, полагает ведомство, достаточно донести до работника в рамках вводного инструктажа по охране труда.
В соответствии с п. 15 Правил N 2464 повторный инструктаж по ОТ не проводится для работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда. Вместе с тем внеплановый инструктаж по ОТ с такими работниками может проводиться. Напомним, что повторный и внеплановый инструктаж также являются разновидностью инструктажа по ОТ на рабочем месте (п. 12 Правил N 2464).
Таким образом, офисных работников (специалистов) можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа при указанных выше условиях.
2. Освобождение от обучения требованиям охраны труда
Правила N 2464 предусматривают освобождение отдельных категорий работников от прохождения обучения требованиям ОТ при соблюдении определенных условий, которые, в принципе, аналогичны указанным выше для инструктажей (п. 54 Правил): во-первых, трудовая деятельность отдельных категорий работников, указанных в подп. в" п. 53 Правил (это работники организации, отнесенные к категории специалисты), должна быть связана с опасностями, источниками которых являются: персональные ЭВМ (персональные компьютеры); аппараты копировально-множительной техники настольного типа; единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации; иная офисная организационная техника; бытовая техника, не используемая в технологическом процессе производства. Во-вторых, при этом должны соблюдаться следующие условия: другие источники опасности отсутствуют; условия труда по результатам проведения СОУТ являются оптимальными или допустимыми.
При наличии перечисленных обстоятельств обучение по программе, указанной в подп. б" п. 46 Правил N 2464 (обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках СОУТ и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов), по решению работодателя может не проводиться. Вместе с тем специалисты все равно должны обучиться по программе под. "а" п. 46 (подп. "в" п.53).
Также может не проводиться обучение по программе, указанной в подп. б" п. 46 Правил N 2464, руководителей (заместителей руководителей) работников, указанных в подп. б" п. 53 Правил (это руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители). При этом информация о безопасных методах и приемах выполнения работ при наличии таких источников опасности доводится до работников в рамках проведения вводного или первичного инструктажа по охране труда (п. 54 Правил).
Минтруд в п. 6 своего письма от 30.05.2022 N 15-2/В-1677 разъяснил, что положения п. 54 Правил относятся к следующим категориям работников: работники организации, отнесенным к категории специалисты; руководители структурных подразделений организации и их заместители, руководители структурных подразделений филиала и их заместители*(1). В случае, если по результатам оценки профессиональных рисков работодателем выявлены другие источники опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц, при спотыкании), то информацию о них, полагает ведомство, достаточно донести до работника в рамках вводного или первичного инструктажа по охране труда. Также Минтруд отметил, что в соответствии со ст. 209.1 ТК РФ работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий (смотрите также пункты 2, 8 письма Минтруда от 22.09.2022 N 15-2/ООГ-2333).
Таким образом, может не проводиться обучение по программе, указанной в подп. б" п. 46 Правил N 2464 работникам, отнесенным к категории специалисты, а вот для руководителей структурных подразделений организации и их заместителей обучение по программам, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 46 Правил N 2464, является обязательным. Вместе с тем руководителей (заместителей руководителей) руководителей (и замов) структурных подразделений организации и их заместителей можно освободить от обучения по программе подп. б" п. 46 (п. 54 Правил N 2464).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья
Ответ прошел контроль качества
7 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С нашей точки зрения, в разъяснениях Минтруда есть все же некое противоречие с нормами п. 54 Правил N 2464, либо в этом пункте допущена опечатка и следует второе предложение этого пункта понимать следующим образом (немного сокращаем текст): "Также может не проводиться обучение по программе, указанной в подп. б" п. 46 Правил N 2464, руководителей (заместителей руководителей) работников, указанных не в подпункте "б" пункта 53, а в подпункте "в" п. 53 (т.е. руководителей работников - специалистов). Но это исключительно наше экспертное мнение, возможно, законодатель действительно имел в виду именно руководителей структурных подразделений.