Правомерно ли специалистам сельских поселений (муниципальные служащие муниципального образования "Майское сельское поселение" Кошехабльского района Республики Адыгея) производить доплату при выполнении работы по свой должности за другого специалиста, который уходит в отпуск (при совмещении)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доплата за выполнение муниципальным служащим дополнительной работы по такой же профессии (должности) наряду с работой, определенной трудовым договором, является обязательной. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Согласно части второй этой статьи поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Порядок поручения выполнения такой работы установлен ст. 60.2 ТК РФ.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы в Майском сельском поселении Кошехабльского района Республики Адыгея, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" (далее - Закон N 25-ФЗ), законом Республики Адыгея от 08.04.2008 N 166 "О муниципальной службе в Республике Адыгея" (далее - Закона N 166), постановлением Администрации муниципального образования "Майское сельское поселение" Кошехабльского района Республики Адыгея от 01.08.2019 N 43 "Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании "Майское сельское поселение" (далее - Постановление N 43).
Никаких особенностей по вопросу поручения муниципальному служащему дополнительной работы наряду с работой, определенной трудовым договором, Закон N 25-ФЗ, Закон N 166, постановление N 43 не устанавливают. Следовательно, к таким отношениям применяются нормы ТК РФ.
Иными словами, при поручении выполнения муниципальным служащим дополнительной работы наряду с основной деятельностью в течение установленной продолжительности рабочего времени необходимо руководствоваться ст. 60.2 ТК РФ (смотрите определение Курганского областного суда от 12.02.2019 N 33-363/2019, определение Верховного Суда Удмуртской Республики N 33-2153/2014).
Согласно части первой ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Это означает, что доплата за выполнение дополнительной работы является обязательной. Поручить выполнение работы, не предусмотренной трудовым договором, без соответствующей доплаты нельзя и в том случае, если работник сам согласен на безвозмездное выполнение такой работы.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (часть вторая ст. 151 ТК РФ).
В этой связи отметим, что трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении размера доплаты.
Если предусмотренная система оплаты труда работодателя не ограничивает размеры доплаты, то стороны вправе определить ее самостоятельно. При этом нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (часть вторая ст. 22 ТК РФ). Поэтому размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.
Соглашением сторон следует устанавливать либо фиксированный размер доплаты в рублях за определенный промежуток времени, либо объективный механизм, с помощью которого такой размер исчисляется. Иными словами, соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств.
В соответствии со ст. 11 Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право, в частности, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Таким образом, при выполнении муниципальным служащим дополнительной работы в порядке совмещения представитель нанимателя (работодатель) обязан осуществлять доплату (смотрите определение Приморского краевого суда от 26.11.2015 N 33а-10844/2015).
Положение о порядке возложения исполнения дополнительных обязанностей по другой муниципальной должности муниципальной службы в администрации МО "Майское сельское поселение" утверждено постановлением Администрации муниципального образования "Майское сельское поселение" Кошехабльского района Республики Адыгея от 21.12.2017 N 62 (далее - Положение N 62).
Нормативно-правовых актов о порядке возложения на муниципального служащего выполнения дополнительных обязанностей по такой же должности нами не обнаружено. Однако отсутствие нормативного урегулирования таких правоотношений не отменяет права муниципального служащего на соответствующую оплату труда. В такой ситуации, полагаем, размер доплаты за совмещение может быть определен в соответствии с Положением N 62.
Согласно п. 4 Положения N 62 размер доплаты за исполнение дополнительных обязанностей в размере от 30 процентов от денежного содержания определяется главой администрации сельского поселения по согласованию с муниципальным служащим, на которого возлагаются дополнительные обязанности. Основанием для оплаты является распоряжение главы администрации сельского поселения (п. 5 Положения N 62).
Отметим, что если работодатель отказывается от установления доплаты за совмещение должностей (профессий), то работник может отказаться от выполнения дополнительной работы.
Так, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом в силу части первой ст. 60.2 ТК РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы в порядке совмещения возможно только с его согласия.
Согласно ст. 12 Закона N 25-ФЗ муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией. Таким образом, если представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий не достигнут соглашения о размере доплаты за выполнение обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией, или представитель нанимателя (работодатель) вообще не желает устанавливать указанную доплату, сотрудник может отказаться от выполнения дополнительной работы. Обязать сотрудника выполнять такую работу представитель нанимателя (работодатель) не вправе.
При этом муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений (ст. 11 Закона N 25-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Ответ прошел контроль качества
16 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.