В мае-июне проводится итоговая аттестация (ГИА) в 9 и 11 классах. За участие в подготовке и проведении педагогам выплачивается компенсация. Компенсация выплачивается через уполномоченный на проведение ГИА орган исполнительной власти, то есть работники образовательных учреждений освобождены от основной работы по своему основному месту работы на период проведения экзамена, направлены в пункт проведения ГИА для участия. Компенсация работникам выплачивается в том учреждении, в котором находится пункт проведения экзамена. Договоры с педагогическими работниками организатор ГИА не заключает, выплата компенсации осуществляются на основании ведомостей учета рабочего времени. На суммы компенсации начисляются страховые взносы по единому тарифу, соответственно, все педагогические работники, которые принимали участие в ГИА и получат компенсацию, будут отражены в расчете по страховым взносам. Должны ли сведения о педагогических работниках и сведения о суммах выплат быть включены в персонифицированные сведения о физических лицах в ИФНС (форма 1151162) и подраздел 1.2 раздела 1 формы ЕФС-1?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сведения о педагогических работниках, привлекаемых для подготовки и проведению ГИА, должны включаться организатором ГИА в представляемые им персонифицированные сведения и подраздел 1.2 раздела 1 формы ЕФС-1.
Обоснование позиции:
С 2023 года взамен формы СЗВ-М утверждена новая форма персонифицированных сведений о физических лицах (приложение N 2 к приказу ФНС России от 29.09.2022 г. N ЕД-7-11/878@).
В силу п. 7 ст. 431 НК РФ персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, представляются организациями и ИП не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.
Персонифицированные сведения заполняются плательщиками страховых взносов в отношении всех застрахованных лиц за период, за который представляются сведения, в том числе в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 3.1 Порядка заполнения формы персонифицированных сведений о физических лицах - приложение N 4 к приказу ФНС России от 29.09.2022 г. N ЕД-7-11/878@).
Из п. 3 ст. 8 НК РФ и п. 1 ст. 420 НК РФ следует, что застрахованными лицами для целей гл. 34 НК РФ "Страховые взносы" признаются лица, имеющие право на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования застрахованными лицами признаются, в частности, граждане РФ, работающие по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, далее - Закон N 167-ФЗ).
Что касается подраздела 1.2 раздела 1 формы ЕФС-1 (с 2023 года применяется взамен формы СЗВ-СТАЖ), то обязанность по представлению этих сведений установлена Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Из из п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ следует, что данные сведения представляются страхователем не о любых лицах, в пользу которых им производились какие-либо выплаты, а исключительно о каждом работающем у него застрахованном лице. При этом абзацем 2 ст. 1 Закона N 27-ФЗ определено, что застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ, т.е. те же лица, которые поименованы выше - граждане РФ, работающие по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.
Статьей 779 ГК РФ определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С учетом сказанного в правоприменительной практике выплата педагогу денежной компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА фактически является оплатой за оказание им услуг по подготовке и проведению ГИА. Рассматривать данную выплату в качестве компенсационной (ст. 164 ТК РФ) неправомерно, так как она не направлена на возмещение затрат, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, которые, в частности, должны быть документально подтверждены. Такие выводы сделаны Минфином России в письмах от 20.06.2018 N 03-04-06/42143, от 20.06.2018 N 03-15-05/42252, от 10.10.2019 N 03-15-07/77728 и приняты в работу сотрудниками ФНС России (смотрите письмо ФНС России от 15.10.2019 N БС-4-11/21184@).
С учетом сказанного считаем, что сведения о педагогических работниках, привлекаемых для подготовки и проведению ГИА, должны включаться организатором ГИА в представляемые им персонифицированные сведения и подраздел 1.2 раздела 1 формы ЕФС-1.
Этой же точки зрения придерживаются и суды, смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 N 17АП-16328/21 по делу N А50-20853/2021, где судом сделаны следующие выводы: Из буквального толкования вышеуказанных положений НК РФ и Закона N 27-ФЗ следует, что Институт обязан был представить сведения о страховом стаже педагогических работников, участвовавших в проведении ГИА, за 2020 год, поскольку он осуществлял в этом году в их пользу выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, и, таким образом, являлся страхователем, о котором идет речь в ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Факт заключения с работником письменного договора значения при этом не имеет. В противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (пункт 3.2 определения Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О). Также смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 N 11АП-14211/21 по делу N А72-4302/2021.
Вместе с тем отметим, что официальных разъяснений по вопросу необходимости представления персонифицированных сведений и подраздела 1.2 раздела 1 формы ЕФС-1 в отношении педагогических работников, привлекаемых для проведения ГИА, в настоящее время нет, возможно, они появятся чуть позже. Поэтому акцентируем внимание, что все сказанное является исключительно нашим экспертным мнением. В связи с этим напоминаем о праве обратиться в Минфин России, в налоговый орган и СФР по месту учета организации за соответствующими письменными разъяснениями (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
2 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.