Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Организация входит в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Сотрудники, участвующие в выполнении гособоронзаказа, имеют отсрочку от мобилизации. Удостоверений о бронировании у сотрудников нет. В военкоматы были направлены списки сотрудников для получения отсрочки от мобилизации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1725. Подлежат ли такие сотрудники призыву на военные сборы? Есть ли нормативный документ, позволяющий освободить данных сотрудников от военных сборов? Применяется ли к организации подп. "а" п. 2 ст. 55 Закона о воинской обязанности и военной службе?

Организация входит в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Сотрудники, участвующие в выполнении гособоронзаказа, имеют отсрочку от мобилизации. Удостоверений о бронировании у сотрудников нет. В военкоматы были направлены списки сотрудников для получения отсрочки от мобилизации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1725. Подлежат ли такие сотрудники призыву на военные сборы? Есть ли нормативный документ, позволяющий освободить данных сотрудников от военных сборов? Применяется ли к организации подп. "а" п. 2 ст. 55 Закона о воинской обязанности и военной службе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сотрудник подлежит призыву на военные сборы на общих основаниях. 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Военные сборы в 2023 году объявлены указом Президента РФ от 10 мая 2023 г. N 333. Каких-либо оснований для освобождения данный указ не устанавливает.

Категории граждан, подлежащие освобождению от военных сборов, перечислены в ст. 55 Закона N 53-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим. В перечне не содержится специальных оснований для освобождения от военных сборов сотрудников организаций оборонно-промышленного комплекса либо сотрудников иных организаций, участвующих в исполнении гособоронзаказа. При этом список предусматривает следующие основания, которые зависят от трудовой деятельности работника:

1. Согласно подп. а) п. 2 ст. 55 Закона N 53-ФЗ освобождаются от военных сборов граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются данным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен:

  • постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 N 156 "Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях";
  • Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. N 664с);
  • Методическими рекомендациями по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017).

Документы носят закрытый характер и предоставляются организациям вместе с Методическими рекомендациями по бронированию по письменному запросу с обоснованием необходимости в пользовании данными документами.

Порядок работ по бронированию предусматривает составление в организации списка забронированных работников и его передачу на утверждение в местную Комиссию по бронированию или военный комиссариат, в зависимости от полученных организацией Методических рекомендаций. Утвержденный список передается в военный комиссариат по месту нахождения организации, который, в свою очередь, выдает на каждого сотрудника форму, состоящую из извещения, содержащего информацию о постановке гражданина на специальный учет, и удостоверения, подтверждающего отсрочку. Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя и при объявлении мобилизации передаются забронированным сотрудникам (подробнее смотрите в материале: Бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2022 г.)).

Порядок действий военкомата в случае отказа в бронировании сотрудника в нормативно-правовых актах открытого доступа не содержится. Однако в судебной практике имеются указания на то, что в случае отказа в бронировании военный комиссариат обязан выдать решение об исключении лица из списка забронированных сотрудников (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Пермского краевого суда от 23 декабря 2022 г. по делу N 33а-13662/2022: Военный комиссариат должен был оформить Б. удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и извещение о зачислении на специальный воинский учет (пункт 7 Методических рекомендаций по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденных постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 5 июля 2017 г. N 16 дсп) либо решение об исключении Б. из списка с указанием причины отказа в бронировании (пункт 46 Методических рекомендаций от 5 июля 2017 г. N 16 дсп). Учитывая, что в отношении Б. в установленной форме решение о предоставлении отсрочки или отказе в этом не принято, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие военного комиссариата).

В случае несоблюдения порядка бронирования сотрудник не считается забронированным. Автоматического бронирования сотрудников за организациями оборонно-промышленного комплекса законодательство РФ не предусматривает.

2. В силу подп. м) п. 1 ст. 55 Закона N 53-ФЗ освобождаются от военных сборов граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные в том числе п. 2 ст. 24 данного закона, то есть также граждане, которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации (подп. в) п. 2 данной статьи).

Согласно п. 9 указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации предоставлено гражданам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса. Порядок оформления данной отсрочки утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2022 г. N 1725.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования данного положения, отсрочка предоставляется только на случаи призыва на военную службу по мобилизации, а не на любые случаи призыва на военную службу. Такого основания для освобождения от военных сборов, как наличие оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную мобилизации, законодательством РФ не предусмотрено. Данный порядок не является тождественным порядку бронирования сотрудников.

Таким образом, работа в организации оборонно-промышленного комплекса не влечет автоматического освобождения от военных сборов. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

2 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.