Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Локальный нормативный акт в коммерческой организации (Сахалинская область), регулирующий вопросы компенсации работникам стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не предусматривает такую компенсацию в отношении внешних совместителей. Должен ли работодатель оплачивать внешнему совместителю стоимость проезда к месту отдыха и обратно? Вправе ли работодатель внести соответствующие изменения в локальный нормативный акт с целью установления права внешних совместителей на возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно?

Локальный нормативный акт в коммерческой организации (Сахалинская область), регулирующий вопросы компенсации работникам стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не предусматривает такую компенсацию в отношении внешних совместителей. Должен ли работодатель оплачивать внешнему совместителю стоимость проезда к месту отдыха и обратно? Вправе ли работодатель внести соответствующие изменения в локальный нормативный акт с целью установления права внешних совместителей на возмещение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации у работодателя (коммерческой организации) не возникает обязанности по компенсации расходов, связанных с проездом и провозом багажа к месту использования отпуска и обратно работнику, с которым заключен трудовой договор на условиях внешнего совместительства.

Работодатель вправе (но не обязан) в отношении внешних совместителей предусмотреть в локальном нормативном акте гарантию в виде оплаты проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. 

Обоснование позиции:

В силу ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается ТК РФ*(1).

В соответствии с частью первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть восьмая ст. 325 ТК РФ).

Как отметил Конституционный Суд РФ в п. 4 постановления от 09.02.2012 N 2-П (далее - Постановление N 2-П), предоставление гарантии, установленной частью восьмой ст. 325 ТК РФ, законодатель связывает исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. При этом такая гарантия должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости. Рассматриваемые нормы приняты с целью максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны (пп. 4, 6 указанного постановления).

Таким образом, как следует из приведенных норм, все работодатели независимо от того, относятся они к бюджетной сфере или нет, должны оплачивать работникам, осуществляющим трудовую деятельность в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, один раз в два года проезд и провоз багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ). Соответственно, условия о компенсации таких расходов должны в обязательном порядке содержаться в одном из указанных в части восьмой ст. 325 ТК РФ документов*(2).

Однако, в силу части первой ст. 287 ТК РФ, гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, предоставляются работникам только по основному месту работы, независимо от их места работы. При этом частью седьмой ст. 325 ТК РФ прямо установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные этой статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника. Аналогичное положение содержит и п. 13 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455.

В то же время в правоприменительной практике часть восьмая ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. При этом такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (п. 5 Постановления N 2-П, п. 7 Обзора судебной практики N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 (далее - Обзор)).

Соответственно, как следует из п. 7 Обзора, работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, в случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений либо установления в локальном нормативном акте размера, условия и порядка предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, могут предусмотреть отличный объем такой компенсации от того, который закреплен в частях первой-седьмой ст. 325 ТК РФ.

Кроме того, трудовое законодательство не запрещает предусматривать в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, трудовых договорах условия, улучшающие положение работников (ст. 8, 9 ТК РФ). Иными словами, полагаем, что работодатель вправе (но не обязан) принять локальный нормативный акт, или, как в рассматриваемом случае, ввести соответствующую норму в существующий коллективный договор*(3), в локальный нормативный акт*(4), в соответствии с которой сотрудникам, работающим на условиях внешнего совместительства, будет предоставляться компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя. При этом размер, условия и порядок компенсации вышеуказанных расходов должны регулироваться трудовым договором, коллективным договором и/или локальным нормативным актом организации (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").

Таким образом, работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, положениями части восьмой ст. 325 ТК РФ предписано определить в рамках коллективно-договорного либо локального правового регулирования размеры, условия и порядок выплаты расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку в рассматриваемой ситуации гарантия внешним совместителям по компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не предусмотрена коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, то сотруднику, работающему на условиях внешнего совместительства, такая компенсация не предоставляется.

На наш взгляд, при установлении работодателем (коммерческой организацией) в перечисленных документах права работников - внешних совместителей на такую компенсацию, соответственно, возникнет и обязанность работодателя по возмещению расходов, связанных с проездом и провозом багажа к месту использования отпуска и обратно. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Странцова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

27 мая 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, территория Сахалинской области, в том числе г. Южно-Сахалинск, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера.

*(2) При отсутствии локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, в случае возникновения трудового спора суды будут руководствоваться положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (смотрите п. 6 Обзора ВС РФ, определения Верховного Суда РФ от 11.09.2019 N 60-АПА19-2, определение Суда Чукотского автономного округа от 09.02.2017 N 33-12/2017, решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 07.12.2020 N 2-1051/2020; ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").

*(3) Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (смотрите подробнее ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.).

*(4) Порядок внесения изменений в локальные нормативные акты трудовым законодательством не регламентирован. Представляется, что такое внесение изменений должно происходить в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов. Например, в силу части восьмой ст. 325 ТК РФ при принятии локального нормативного акта работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников, соответственно, и изменения в этот локальный нормативный акт могут быть внесены с учетом мнения представительного органа работников в установленном ст. 372 ТК РФ порядке (смотрите также Энциклопедию решений. Порядок принятия локальных нормативных актов и ознакомления с ними работников).