Какими нормами руководствоваться при выдаче СИЗ сотрудникам, работающим в детском оздоровительном лагере? По штатному расписанию у нас есть: заведующий медицинским кабинетом (организатор здравоохранения), врач-педиатр, врач общей практики, медсестра, фельдшер, санитарка, массажист, вожатый, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию и туризму, матрос-спасатель.
При организации выдачи средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) необходимо руководствоваться разделом I Приложения 11 к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68. При отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Частью 2 ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить приобретение и выдачу работникам за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
СИЗ, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ), выдаются лицам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Они выдаются работникам бесплатно в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ).
Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (далее - Правила N 290н). Требования Правил N 290н распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (абзац 7 части 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ, п. 2 Правил N 290н). В силу пункта 14 Правил N 290н при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок, утверждены постановлением Минздравсоцразвития РФ от 29.12.1997 N 68 (далее - Нормы СИЗ N 68).
Обращаем внимание, что при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (п. 14 Правил N 290н).
Согласно разделу I Приложения 11 к Нормам СИЗ N 68:
п. 1. Врачам и среднему медицинскому персоналу операционных перевязочных и гипсовальных комнат, родовых и комнат, родовых и послеродовых палат; средний медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов положены:
- Фартук непромокаемый дежурный;
- Перчатки резиновые до износа;
- При работе в операционных с электроинструментарием дополнительно: Галоши диэлектрические дежурные;
- При работе кварцевых ламп дополнительно: Очки защитные до износа;
п. 24: Младшему медицинскому персоналу, занятому мойкой суден, плевательниц и другого медицинского инвентаря:
- Фартук непромокаемый дежурный;
- Галоши резиновые дежурные;
- Перчатки резиновые до износа.
Как следует из письма Минтруда России от 30.09.2016 N 15-2/ООГ-3519), типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме не допускается. А вот устанавливать нормы выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми защиту работников, а также заменять их аналогичными, обеспечивающими равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов, работодатель имеет право (пункты 6 и 7 Правил N 290н). В системе Гарант представлена справка о типовых нормах бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Согласно п. 9 Правил по охране труда в медицинских организациях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.12.2020 N 928н (далее - ПОТ N 928н) и вступивших в силу с 1 января 2021 г., при заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ), санитарно-гигиенической одежде, санитарной обуви и санитарных принадлежностях (далее - санитарная одежда), а работники обязаны правильно применять выданные им СИЗ, санитарную одежду. Из буквального толкования указанной нормы СИЗ и санитарная одежда - различные понятия. В разделе XXII ПОТ N 928н приведены требования охраны труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов. Согласно п. 217 ПОТ N 928н персонал должен выполнять работу в предусмотренной санитарной одежде.
В свою очередь, Нормы бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения приведены в Приложении N 2 (далее - Нормы N 65) к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.01.1988 N 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви" (далее - Приказ N 65).
Согласно пункту первому Норм N 65, в числе прочих врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, инструкторам по лечебной физкультуре, уборщицам лечебно-профилактических учреждений положены:
- Халат хлопчатобумажный в количестве 4 шт. сроком носки на 24 мес.;
- Колпак или косынка хлопчатобумажные в количестве 4 шт. сроком носки на 24 мес.;
- Полотенце в количестве 4 шт. сроком носки на 24 мес.;
- Щетка для мытья рук дежурная.
(Примечание: среднему и младшему медицинскому персоналу вместо халата можно выдавать: платье хлопчатобумажное в количестве 4 шт. сроком носки на 24 мес., фартук хлопчатобумажный в количестве 4 шт. сроком носки на 24 мес. На время дежурств в стационаре и доме ребенка, а также при работе в стерильных боксах дополнительно: тапочки в количестве 1 шт. на 12 мес.)
Среднему и младшему медицинскому персоналу санаториев на время обслуживания детей и больных на верандах дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке - дежурная.
При угрозе разбрызгивания крови и других биологических жидкостей работы следует выполнять в масках, защитных очках, при необходимости использовать защитные экраны, водонепроницаемые фартуки или дополнительный одноразовый халат (п. 219 ПОТ N 928н).
При этом в сноске Приказа N 65 указано, что санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности являются собственностью учреждения, предприятия, организации и выдаются рабочим и служащим бесплатно на время работы дополнительно к спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты, предусмотренным в приложении 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 января 1988 г. N 65.
В судебной практике встречаются решения, свидетельствующие о том, что неисполнение положений Приложения N 2 к Приказу N 65 может повлечь за собой претензии контролирующих органов (решение Анучинского районного суда Приморского края от 24.08.2020 по делу N 2-160/2020, решение Хорольского районного суда Приморского края от 24.01.2020 по делу N 2-59/2020).
Мы, в свою очередь, обращаем внимание на то, что согласно части первой ст. 423 ТК РФ нормативные акты бывшего СССР могут применяться на территории России впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ и лишь постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Нормами Трудового кодекса РФ в настоящее время не установлен порядок нормирования выдачи санитарной одежды работникам медицинских организаций.
Также напоминаем, что с 01.09.2023 вступает в силу и будет действовать до 01.09.2029 новый приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 N 766н, утверждающий Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. Соответственно, Правила N 290н утратят силу. Кроме того, 01.09.2023 вступает в силу в силу и приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н, утверждающий:
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ по профессиям (должностям) (приложение N 1);
- Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей (приложение N 2);
- Единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств (приложение N 3).
При этом до 31.12.2024 в целях обеспечения работников СИЗ работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные до 01.03.2022, то есть в "переходный" период (с 01.09.2023 по 31.12.2023) работодатель вправе самостоятельно устанавливать, какими нормами он будет пользоваться - "старыми" или "новыми".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серебрякова Эльвира
Ответ прошел контроль качества
31 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.