Численность компании составляет 47 человек в московском офисе (головной) и 120 человек - в филиале организации в Санкт-Петербурге (обособленное подразделение). Там есть один специалист по ОТ. 1. Каковы требования законодательства к наличию специалиста по охране труда (ОТ) в штате организации (г. Москва)? 2. Нужно ли принимать на работу еще одного работника по должности специалиста по охране труда в московский офис или в филиал в Санкт-Петербурге? 3. Можно ли иметь в штате внештатного сотрудника или заключить договор со сторонней организацией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Так как общая численность работников организации составляет более 50 человек, организация обязана ввести должность специалиста по охране труда или создать службу охраны труда.
2. Если работодатель считает, что один работник справится со всеми обязанностями, возложенными на него как на специалиста по охране труда, для выполнения требования части первой ст. 223 ТК РФ, на наш взгляд, нет необходимости создавать службу охраны труда или принимать на работу еще одного работника по должности специалиста по охране труда в московский офис и (или) в филиал в Санкт-Петербурге.
3. Заключение гражданско-правового договора со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги в области охраны труда, не освобождает работодателя от необходимости введения в штат должности специалиста по охране труда или создания службы охраны труда.
Обоснование вывода:
1. В силу части первой ст. 223 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Следует отметить, что согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Филиалы не являются юридическими лицами (п. 2 и п. 3 ст. 55 ГК РФ), соответственно, не являются и отдельными работодателями. Поэтому в целях применения положений части первой и второй ст. 217 ТК РФ численность работников организации должна определяться с учетом работников московского офиса и филиала в Санкт-Петербурге.
При этом в соответствии с частью десятой ст. 209 ТК РФ производственная деятельность - это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Минтруд России дает такое толкование легального определения, из которого следует, что деятельность по сути всех работодателей является производственной (смотрите письмо от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136, письмо от 28.09.2017 N 15-2/ООГ-2693). Таким образом, норма части первой ст. 223 ТК РФ распространяется не только на заводы и фабрики, но и на любые организации, численность работников которых превышает 50 человек.
2. Законодатель не требует наличия должности специалиста по охране труда в каждом структурном подразделении организации или именно в головном офисе организации. Буквальное толкование части первой ст. 223 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что у работодателя, у которого трудятся свыше 50 человек, есть выбор между созданием службы охраны труда или введением одной должности специалиста по охране труда. При этом количество работников, работающих по должности специалиста по охране труда при отсутствии у работодателя службы охраны труда, не поставлено в зависимость от количества работников организации.
Частью четвертой ст. 223 ТК РФ предусмотрено, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. N 37 утверждены Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда. Вместе с тем, как следует из самого нормативного акта, он носит рекомендательный характер, и его положения должны учитывать работодатели, принявшие решение о создании службы по охране труда. По нашему мнению, если работодатель не создал службу охраны труда, ограничившись введением в штатное расписание должности специалиста по охране труда с единственной штатной единицей по этой должности, несоблюдение рекомендаций, в том числе в части порядка определения нормативной численности работников службы охраны труда, не должно повлечь за собой претензии контролирующих органов.
Следует также отметить, что ТК РФ не регулирует отношения, связанные с формированием штатного расписания, определением структуры организации. На это обстоятельство указывают в своих разъяснениях и специалисты Роструда (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Суды также отмечают, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (смотрите, например, постановление Президиума Московского областного суда от 04.02.2015 по делу N 4Г-124/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24.05.2017 по делу N 33-1251/2017).
Если работодатель считает, что один работник справится со всеми обязанностями, возложенными на него как на специалиста по охране труда, для выполнения требования части первой ст. 223 ТК РФ, на наш взгляд, нет необходимости создавать службу охраны труда или принимать на работу еще одного работника по должности специалиста по охране труда как в московский офис, так и в филиал. Тот факт, что в штатном расписании данная должность включена в состав структурного подразделения, не имеет значения. Место работы сотрудника, принятого на эту должность, может быть определено по месту нахождения филиала АО, но в трудовую функцию такого работника может входить выполнение обязанностей специалиста по охране труда по всей организации в целом*(1).
3. Системный анализ положений ст. 223 ТК РФ позволяет заключить, что способы организации охраны труда, перечисленные в части третьей этой статьи, доступны только работодателям с числом работников до 50 человек включительно. Работодатели, численность работников которых превышает 50 человек, обязаны возлагать функции по организации работы по охране труда на созданные ими службы охраны труда или на штатных специалистов по охране труда и не вправе привлекать для этих целей стороннюю организацию или индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору (смотрите письма Минтруда России от 28.09.2017 N 15-2/ООГ-2693 и от 11.11.2016 N 15-2/В-3673, ответы Роструда на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
Ответ прошел контроль качества
28 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Специалисты Роструда придерживаются аналогичной позиции (смотрите ответы на вопрос 5, вопрос 6, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").