15 июня 2020 года с гражданином был заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования в пределах установленной квоты приема на целевое обучение. 31 мая 2022 года гражданин представил в учреждение здравоохранения справку о том, что с 12.10.2021 ее супруг, с которым 17.09.2019 был заключен брак, проходит военную службу по контракту с 12.10.2021. Гражданин обратился в учреждение с просьбой расторгнуть договор о целевом обучении в связи с поступлением супруга на военную службу по контракту и переездом в другой город без компенсации. Если в договоре о целевом обучении отсутствует условие расторжения в связи с переездом и поступлением на военную службу супруга, имеет ли право учреждение расторгнуть данный договор в связи с невозможностью его исполнения гражданином и право требования компенсации за образовательные услуги? Какой нормативный документ является основанием для расторжения договора о целевом обучении гражданина согласно вышеуказанной ситуации? Какова судебная практика с 2019 года по настоящее время по описанной ситуации?
Частью 6 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
Кроме того, в случаях неисполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет гражданин, принятый на целевое обучение, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина. Данный штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования (ч. 6 ст. 71.1 Закона N 273-ФЗ).
Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1681 (далее - Положение N 1681), установлены порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения и типовая форма договора о целевом обучении.
Обратим внимание, что Положение N 1681 действует с 1 января 2021 года. До этой даты данные отношения регулировались Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. N 302 (далее - Положение N 302). Поскольку в рассматриваемой ситуации договор о целевом обучении был заключен 15 июня 2020 г., то надлежит руководствоваться Положением N 302.
Незавершение освоения гражданином образовательной программы на условиях договора о целевом обучении в Положении N 302 рассматривается как неисполнение им обязательства по осуществлению трудовой деятельности (п. 58 Положения N 302). Иными словами, отчисление гражданина из образовательной организации в нарушение условий договора с заказчиком следует признавать тем нарушением, которое поименовано в ч. 6 ст. 71.1 Закона N 273-ФЗ. Соответственно, на основании приведенной нормы он привлекается к ответственности в виде выплаты штрафа в пользу образовательной организации, если отсутствуют основания, перечисленные в п. 61 Положения N 302. Иных оснований для освобождения его от уплаты штрафа Положение N 302 не содержит.
В п. 19 Положения N 302 приведен перечень оснований, при которых договор о целевом обучении мог быть расторгнут по инициативе гражданина, одним из которых названа ситуация, когда гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, при условии, что гражданин обучался по образовательной программе по очной или очно-заочной форме обучения не по месту военной службы супруга (супруги) и отчислен по инициативе гражданина в связи с указанным основанием из образовательной организации, в которой он обучался в соответствии с договором о целевом обучении. Причем данное основание должно наступить не ранее заключения договора.
При наличии данного основания гражданин не позднее одного месяца с даты его возникновения уведомляет в письменной форме заказчика об этом с приложением подтверждающего документа (документов) и документа об отчислении из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Договор о целевом обучении расторгается, стороны договора освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.
Из п. 61 Положения N 302 следует, если гражданин освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, то он освобождается и от выплаты штрафа, предусмотренного п. 53 Положения N 302, размер которого определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (п. 58 Положения N 302).
Таким образом, договор о целевом обучении может быть расторгнут по инициативе гражданина, если он в установленный срок обратился к заказчику с соответствующим заявлением, представил оправдательный документ (документы), а также распорядительный акт об отчислении из образовательной организации. При этом причина отчисления должна быть идентичной с основанием расторжения договора. В этом случае гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 августа 2021 г. по делу N 2-2592/2021).
Если причины отчисления и расторжения договора не совпадают или не поименованы в Положении N 302 или в договоре, то суды не усматривают причин для такого освобождения (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2020 г. по делу N 8Г-29653/2020[88-28490/2020], решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 12 мая 2022 г. по делу N 2-1452/2022, решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 12 января 2022 г. по делу N 2-159/2022, решение Родинского районного суда Алтайского края от 25 мая 2020 г. по делу N 2-66/2020).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
29 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.