Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Муниципальное учреждение разрабатывает Положение об оплате труда работников. Наименований некоторых должностей в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах нет. Как быть с такими должностями? Как их указать в Положении? Является ли Единый тарифно-квалификационный справочник обязательным для учреждений?

Муниципальное учреждение разрабатывает Положение об оплате труда работников. Наименований некоторых должностей в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах нет. Как быть с такими должностями? Как их указать в Положении? Является ли Единый тарифно-квалификационный справочник обязательным для учреждений?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
В иных случаях положения квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части требований к наименованию должности, квалификации носят рекомендательный характер.
Вместе с тем при наличии требований органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда, наименования должностей и профессии работников в положении об оплате труда должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью пятой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов.
На основании этой нормы иногда делают вывод об обязательном соответствии наименований всех должностей и профессий работников государственных и муниципальных учреждений наименованиям из указанных нормативных правовых актов. По нашему мнению, формулировка части пятой ст. 144 ТК РФ не позволяет сделать столь категоричный вывод. Закон указывает на необходимость учета справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением. Полагаем, государственные и муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определении Верховного Суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012.
Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. Согласно подп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, ЕТКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.
Таким образом, если же для должностей, содержащихся в штатном расписании организации, законодательством не предусмотрены льготы, компенсации или ограничения (непосредственно связанные с занимаемой должностью) и не установлены требования к квалификации занимающих их работников, то применение положений квалификационных справочников и профессиональных стандартов не является обязательным*(1). Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ".
Соответственно, за неприменение квалификационных справочников и профессиональных стандартов работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ только в случае, если им не соблюдены указанные выше обязательные требования законодательства в соответствии с частью первой ст. 195.3 и частью второй ст. 57 ТК РФ (смотрите письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). В остальных случаях требования и санкции проверяющих органов в части применения (неприменения) квалификационных справочников и профессиональных стандартов неправомерны.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ в целях дальнейшего совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, повышения эффективности и результативности деятельности государственных учреждений Камчатского края утверждено постановление Правительства Камчатского края от 21.07.2008 N 221-П "О подготовке к введению отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Камчатского края" (далее - Постановление N 221-П).
Пунктом 3 Постановления N 221-П установлено, что системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:
1) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
2) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
3) государственных гарантий по оплате труда;
4) основных окладов (основных должностных окладов), основных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
5) примерного перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях;
6) примерного перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях;
7) порядка установления выплат компенсационного и стимулирующего характера в учреждениях;
8) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9) примерных положений об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений Камчатского края, утверждаемых постановлениями правительства Камчатского края и (или) нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Камчатского края, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственных учреждений Камчатского края (далее - примерные положения).
При этом отметим, что Постановление N 221-П не содержит требования о соответствии наименования должностей наименованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих или профессиональных стандартах.
В то же время необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами может быть установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений (пример 1, пример 2, пример 3, пример 4).
Таким образом, по нашему мнению, муниципальные учреждения, как и другие работодатели, обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
В иных случаях положения квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части требований к наименованию должности, квалификации носят рекомендательный характер.
Однако при наличии требований органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда, наименования должностей и профессии работников в положении об оплате труда должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

22 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В связи с тем, что для должностей: специалист ГО и ЧС и ПБ, специалист по культуре, спорту и туризму, специалист по внутренней политике законодательством не предусмотрено компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе на таких должностях, то наименования перечисленных должностей могут быть указаны в положении об оплате труда учреждения.