В Сахалинской области действует постановление главного государственного санитарного врача по Сахалинской области от 22.10.2021 N 349 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Сахалинской области" (далее - Постановление). Пункты 1 и 3 указанного Постановления предписывают проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, работникам, осуществляющим деятельность в сфере образования, в срок до 08.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 08.12.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Пункт 3.2 Постановления предусматривает отстранение от работы с 08.11.2021 лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции, а с 08.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации. Работник государственного бюджетного образовательного учреждения Сахалинской области (далее - образовательная организация) после перенесенного заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 получил на Едином портале госуслуг сертификат о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вакцинации от коронавирусной инфекции или наличии антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции. Однако профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с вышеназванным Постановлением данный работник не сделал. Вправе ли образовательная организация допустить к работе данного работника, не сделавшего профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции COVID-19, но перенесшего заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и представившего сертификат о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вакцинации от коронавирусной инфекции или наличии антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции, полученный на Едином портале госуслуг?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Представление отстраненным от работы сотрудником COVID-сертификата, содержащего информацию о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю COVID-19, а равно как и информацию о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией, не может служить основанием для допуска его к работе.
Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2021 N 1122н*(1). Так, профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2, включена в вышеуказанный календарь.
По общему правилу вакцинация является добровольной - граждане имеют право на отказ от проведения профилактических прививок (абзац восьмой п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). В то же время граждане, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень), подлежат обязательной вакцинации. В случае непроведения профилактических прививок такие граждане отстраняются от работы либо не принимаются на нее (абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).
Согласно Перечню граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12).
В соответствии с абзацем восьмым части первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поскольку обязанность отстранить от работы работника образовательной организации в случае отсутствия у него прививок предусмотрена Законом N 157-ФЗ, то работодатель вправе требовать от всех работников образовательной организации прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы.
В свою очередь, стоит учитывать, что в силу ст. 10 Закона N 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. О необходимости принятия соответствующих постановлений (решений) главными государственными санитарными врачами субъектов РФ речь идет и в п. 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4.
Таким образом, отстранение от работы из-за отсутствия прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2, возможно при соблюдении одновременно двух условий:
- наличие решения Главного санитарного врача РФ или главного санитарного врача субъекта РФ о проведении профилактической вакцинации по эпидемическим показаниям;
- работа включена в утвержденный Правительством РФ перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В Сахалинской области действует постановление главного государственного санитарного врача по Сахалинской области от 22.10.2021 N 349 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Сахалинской области" (далее - Постановление).
Пункты 1 и 3 указанного Постановления предписывают проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, работникам, осуществляющим деятельность в сфере образования, в срок до 08.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 08.12.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
В силу п. 2 Постановления требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 3.4; 3.5; 3.21; 3.22; 3.26; 3.35 временных методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19"; пп. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная)*(2).
Пункт 3.2 Постановления предусматривает отстранение от работы с 08.11.2021 лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции, а с 08.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации отстранение работника образовательного учреждения, отказавшегося от вакцинации при отсутствии противопоказаний для вакцинирования либо не представившего документа, подтверждающего прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции, является правомерным (решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 10.03.2022 по делу N 2-96/2022).
Отметим, что приказом Минздрава России от 04.02.2022 N 58н (далее - Приказ N 58н) был скорректирован порядок ведения и форма сертификата о вакцинации против COVID-19, медицинских противопоказаний к ней и (или) перенесенном заболевании, вызванном коронавирусом.
С 21 февраля 2022 появилась возможность оформить COVID-сертификат на основании положительного теста на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сделанного в любой лицензированной лаборатории (смотрите информацию Министерства здравоохранения РФ от 08.02.2022). В таком случае сертификат оформляется по заявлению гражданина на Едином портале госуслуг, а в соответствующем разделе сертификата заполняется информация о положительных результатах на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю COVID.
При этом ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ устанавливают в качестве обстоятельства, обуславливающего необходимость отстранения работников от работы, сам по себе факт отсутствия у них профилактических прививок. Причина отсутствия таких прививок с точки зрения закона никакого значения не имеет.
Определения понятий профилактической прививки и сертификата профилактических прививок содержатся в ст. 1 Закона N 157-ФЗ. Так, под профилактической прививкой понимается введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням. Сертификат о профилактических прививках представляет собой документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, изменения, вносимые Приказом N 58н, никоим образом не могут повлиять на обязанность работодателя по отстранению сотрудников, указанных в Перечне, в случае отсутствия у них профилактической прививки (законченного курса вакцинации) против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2.
Иными словами, получение отстраненным работником COVID-сертификата, содержащего информацию о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю COVID-19, не дает в рассматриваемой ситуации работодателю права допустить такого сотрудника к работе. Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Полагаем, что тождественный подход должен применяться и в отношении сертификата, содержащего информацию о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), поскольку ни наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю COVID-19, ни перенесенное заболевание сами по себе не заменяют профилактическую прививку и не служат противопоказанием к ее проведению*(3).
Кроме того, само Постановление также не содержит положений о том, что требование об обязательной вакцинации не распространяется на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19*(4).
Таким образом, по нашему мнению, представление отстраненным от работы сотрудником COVID-сертификата, содержащего информацию о положительных результатах исследований на наличие антител (иммуноглобулинов G) к возбудителю COVID-19 или информацию о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией, не может служить основанием для допуска его к работе*(5).
Вместе с тем стоит отметить, что на практике работодатели допускают сотрудников к работе на основании сертификата с информацией о положительных результатах исследований на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 02.03.2022 по делу N 2-623/2022, решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 21.02.2022 по делу N 2-370/2022, решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 25.02.2022 по делу N 2[2]-55/2022(2[2]-700/2021)~М[2]).
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением других специалистов и позицией суда при рассмотрении конкретного спора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья
Ответ прошел контроль качества
11 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данным приказом утвержден также Национальный календарь профилактических прививок, который обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2, не предусматривает.
*(2) Обращаем внимание, что согласно Постановлению положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации. Кроме того, аналогичное мнение высказывает и Роструд в письме от 13.07.2021 N 1811-ТЗ. Однако, на наш взгляд, такая позиция не основана на законе. Статья 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ устанавливают в качестве обстоятельства, обуславливающего необходимость отстранения работников от работы, сам по себе факт отсутствия у них профилактических прививок. Причина отсутствия таких прививок с точки зрения закона никакого значения не имеет.
Это подтверждается и судебной практикой. Так, в определении Третьего КСОЮ от 01.02.2021 N 8Г-17558/2020[88-600/2021-(88-20477/2020)] указывается, что требования закона об обязательной вакцинации не содержат никаких исключений для лиц, у которых имеется медицинский отвод. А наличие медицинского отвода означает, что у гражданина не имеется возможности выполнить требования закона для допуска к работе, связанной с повышенным риском заболевания инфекционными заболеваниями, что исключает его допуск к такой работе. Аналогичные выводы встречаются и в иных судебных актах (смотрите решение Дубненского городского суда Московской области от 29.09.2021 по делу N 2-893/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2021 по делу N 33-3868/2021, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 30.11.2021 по делу N 2-3417/2021).
*(3) Смотрите Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.01.2022 N 8н.
*(4) В отличие, например, от постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 14.10.2021 N 05-24/2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям (взамен постановления о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Свердловской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям от 01.10.2021 г. N 05-24/1)", которое прямо предусматривает, что требование об обязательной вакцинации не распространяется на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) после 31.03.2021. (учтен период, не превышающий 6 месяцев до даты вынесения настоящего постановления) и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19 (п. 3.2).
*(5) Применительно к рассматриваемой ситуации работник должен быть допущен к работе либо при представлении сертификата о прохождении курса вакцинации либо при улучшении эпидемиологической обстановки (п. 9 письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ, ответ специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция. РФ").
Принятых в настоящее время соответствующих постановлений (решений) региональных органов власти, главного государственного санитарного врача субъекта РФ об улучшении эпидемиологической обстановки на территории Сахалинской области в доступных нам источниках обнаружить не удалось.
Отметим, что некоторые суды считают, что отмена в субъекте режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может служить основанием для допуска к работе отстраненного от работы непривитого сотрудника (смотрите, например, решение Магаданского городского суда Магаданской области от 01.12.2021 по делу N 2-3118/2021). Так, нормативных актов, отменяющих режим повышенной готовности на территории Сахалинской области, нами не обнаружено. Информацией об отмене указа губернатора Сахалинской области от 18.03.2020 N 16 "О введении в Сахалинской области режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) на территории Сахалинской области" не располагаем.