Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В организации у водителей-экспедиторов рабочий день разделен на две части. Чтобы регламентировать данный момент, было утверждено Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей-экспедиторов ООО". Необходимо уточнить некоторые моменты, требующие правильного применения, чтобы не нарушать НПА. 1. Графики работы (сменности) составляются работодателем для всех водителей-экспедиторов ежемесячно на каждый день (смену) (установлен суммированный учет рабочего времени) и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время перерыва между двумя частями смены, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем. Можно ли изменить дату утверждения графика и устанавливать ее не за месяц, а за неделю, поскольку доставку продукции невозможно запланировать за месяц до момента самой доставки? 2. Водителям-экспедиторам устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не может превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов. Верно ли, что выходные дни устанавливаются графиком работы и могут быть в любой другой день недели, выходные дни будут "скользящими"? 3. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения. В случае, когда при осуществлении перевозки водителю-экспедитору необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Корректны ли эти условия? 4. Водителям-экспедиторам с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Время между двумя частями рабочего дня не фиксированное и может ежедневно меняться в зависимости от дальности поездки. То есть в один день оно может составлять один час, а в другой - два часа. Можно ли увеличить этот перерыв до четырех часов? 5. Если водитель отклонился от установленного графика работы, то есть вернулся из поездки раньше, работодатель должен оплатить ему рабочий день (то есть рабочие часы), установленный графиком работы, или должен произвести оплату по фактически отработанному времени? Если водитель задержался в пути и не уложился в установленное время, как должна быть произведена оплата, если причина задержки была, предположим, по вине водителя? Какой документ может подтвердить уважительную причину задержки? 6. Нужно уточнить корректность трудового договора при таком режиме работы водителей-экспедиторов: "4. Режим рабочего времени и времени отдыха. Отпуск. 4.1. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с периодом один месяц. Рабочие и выходные дни устанавливаются графиком работы. 4.2. Работнику устанавливается рабочий день, разделенный на части, в соответствии с положением "Об особенностях режима рабочего времени водителей-экспедиторов ИП". 4.3. Согласно утвержденному графику работы Работнику устанавливается: рабочее время (первая часть) и (вторая часть); время перерыва между частями рабочего времени; время перерыва для отдыха и питания. Время перерыва между частями рабочего дня и время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включаются и не оплачиваются. 4.4. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда Работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. 4.5. В порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством, по решению Общества Работник может привлекаться к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени". Время начала и окончания работы, время начала и окончания перерыва и время перерыва между частями рабочего дня не могут быть прописаны в трудовом договоре, поскольку они меняются и устанавливаются графиками работ. Как это условие включить в договор? 7. Нужно уточнить момент оплаты за разрывной рабочий день. В связи с особенностью режима рабочего времени, установить водителям-экспедиторам доплату за разрывной рабочий день в размере 20% от оклада. Верно ли, что оплату нужно производить только за фактические часы перерыва между двумя частями рабочего времени, то есть если перерыв составлял два часа, то и оплата 20% от оклада будет считаться за два часа? Или 20% устанавливаются ежемесячно от оклада независимо от количества дней с разрывным рабочим днем?

В организации у водителей-экспедиторов рабочий день разделен на две части. Чтобы регламентировать данный момент, было утверждено Положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей-экспедиторов ООО". Необходимо уточнить некоторые моменты, требующие правильного применения, чтобы не нарушать НПА. 1. Графики работы (сменности) составляются работодателем для всех водителей-экспедиторов ежемесячно на каждый день (смену) (установлен суммированный учет рабочего времени) и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время перерыва между двумя частями смены, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем. Можно ли изменить дату утверждения графика и устанавливать ее не за месяц, а за неделю, поскольку доставку продукции невозможно запланировать за месяц до момента самой доставки? 2. Водителям-экспедиторам устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не может превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов. Верно ли, что выходные дни устанавливаются графиком работы и могут быть в любой другой день недели, выходные дни будут "скользящими"? 3. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения. В случае, когда при осуществлении перевозки водителю-экспедитору необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Корректны ли эти условия? 4. Водителям-экспедиторам с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Время между двумя частями рабочего дня не фиксированное и может ежедневно меняться в зависимости от дальности поездки. То есть в один день оно может составлять один час, а в другой - два часа. Можно ли увеличить этот перерыв до четырех часов? 5. Если водитель отклонился от установленного графика работы, то есть вернулся из поездки раньше, работодатель должен оплатить ему рабочий день (то есть рабочие часы), установленный графиком работы, или должен произвести оплату по фактически отработанному времени? Если водитель задержался в пути и не уложился в установленное время, как должна быть произведена оплата, если причина задержки была, предположим, по вине водителя? Какой документ может подтвердить уважительную причину задержки? 6. Нужно уточнить корректность трудового договора при таком режиме работы водителей-экспедиторов: "4. Режим рабочего времени и времени отдыха. Отпуск. 4.1. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с периодом один месяц. Рабочие и выходные дни устанавливаются графиком работы. 4.2. Работнику устанавливается рабочий день, разделенный на части, в соответствии с положением "Об особенностях режима рабочего времени водителей-экспедиторов ИП". 4.3. Согласно утвержденному графику работы Работнику устанавливается: рабочее время (первая часть) и (вторая часть); время перерыва между частями рабочего времени; время перерыва для отдыха и питания. Время перерыва между частями рабочего дня и время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включаются и не оплачиваются. 4.4. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда Работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. 4.5. В порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством, по решению Общества Работник может привлекаться к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени". Время начала и окончания работы, время начала и окончания перерыва и время перерыва между частями рабочего дня не могут быть прописаны в трудовом договоре, поскольку они меняются и устанавливаются графиками работ. Как это условие включить в договор? 7. Нужно уточнить момент оплаты за разрывной рабочий день. В связи с особенностью режима рабочего времени, установить водителям-экспедиторам доплату за разрывной рабочий день в размере 20% от оклада. Верно ли, что оплату нужно производить только за фактические часы перерыва между двумя частями рабочего времени, то есть если перерыв составлял два часа, то и оплата 20% от оклада будет считаться за два часа? Или 20% устанавливаются ежемесячно от оклада независимо от количества дней с разрывным рабочим днем?

1. Ознакомление работников с графиками сменности производится не менее чем за месяц (ст. 103 ТК РФ). Норма части четвертой ст. 103 ТК РФ о сроке доведения графиков сменности до сведения работников имеет императивный характер, она не допускает никаких исключений. Поэтому изменения графика сменности, в том числе при наличии у работодателя производственной необходимости, доводятся до сведения уже работающих работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. Сокращение срока доведения графиков сменности (работы) до сведения работников, по нашему мнению, является неправомерным даже при наличии согласия с этим самих работников.
Несмотря на то, что трудовое законодательство не требует составлять графики работы и доводить их до сведения сотрудников, режим работы которых не является сменным*(1), мы считаем, что при составлении графиков работы во избежание нарушения требований ст. 3 ТК РФ, требования части четвертой ст. 103 ТК о сроках ознакомления работников с графиком сменности распространяются и на сотрудников, работающих по "скользящему" графику. Иными словами, работодатель вправе в рамках установленного режима рабочего времени утверждать на новый период либо изменять график работы с соблюдением требования о доведении его до сведения работников не менее чем за месяц до введения его в действие.
В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой сроки доведения до сведения работников графика работы (не графика сменности) в трудовом законодательстве прямо не определены, и работодатель вправе закрепить такой срок в локальном нормативном акте или трудовом договоре (смотрите, например, ответ на вопрос 1, вопрос 2, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
По пункту первому вопроса отметим также следующее. Если в рассматриваемом случае предполагается, что такие элементы режима рабочего времени, как время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время перерыва между двумя частями смены, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха будут установлены только графиками сменности (графиками работы), однако ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в трудовых договорах работников эти условия закреплены не будут, такая ситуация, по нашему мнению, будет противоречить действующему законодательству*(2).
В силу части второй ст. 57, части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать в том числе время начала и окончания работы, которое устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
Режим работы, при котором время начала и окончания рабочего дня (смены), а также чередование рабочих и нерабочих дней, продолжительность времени перерыва для отдыха и питания устанавливаются исключительно по инициативе работодателя и работник не может быть уверен, в какие дни и во сколько будет начинаться и заканчиваться его рабочий день (смена) в будущем, ухудшает положение работников по сравнению с действующим законодательством. Поэтому условия трудовых договоров или положения локальных нормативных актов, согласно которым все эти элементы режима рабочего времени устанавливаются только лишь графиками работы, по нашему мнению, применяться не должны. В такой ситуации контролирующие органы или суд, могут прийти к выводу о том, что режим рабочего времени работников согласован не был*(3).
Таким образом, когда время начала и окончания работы, а также чередование рабочих и нерабочих дней не закреплено ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в трудовых договорах, это является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 22.05.2019 N 7-3417/2019, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.01.2018 N 21-28/2018, решение Тамбовского областного суда от 13.09.2017 N 7-425/2017). Работодателю следует внести соответствующие дополнения в правила внутреннего трудового распорядка или в трудовые договоры работников.
При этом если вводимый порядок чередования рабочих и нерабочих дней работников, продолжительности ежедневной работы не предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка либо трудовым договором, речь идет не просто о другом графике работы, а об изменении условий трудовых договоров с работниками о режиме рабочего времени. Изменить условие трудового договора о режиме работы можно либо по правилам, установленным ст. 72 ТК РФ, либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Перечень связанных с изменением организационных или технологических условий труда причин, указанный в ст. 74 ТК РФ, является открытым и носит оценочный характер.
2. Выходные дни предоставляются всем работникам (ст. 111 ТК РФ). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. В организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным причинам, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.
Если работники чередуются по сменам в течение рабочих суток, а выходные дни приходятся на различные дни недели, такой режим представляет собой сменную работу с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Если в течение суток никто работников не сменяет, но выходные будут приходиться на различные дни недели, такой режим рабочего времени называется "рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику".
Как мы уже говорили ранее, работодатель в трудовом договоре в соответствии со ст. 100 ТК РФ должен определить для такого работника порядок чередования рабочих и нерабочих дней, указать в ПВТР или трудовом договоре продолжительность рабочего дня, время его начала и окончания, время предоставления перерывов для отдыха и питания и их продолжительность. И уже в рамках существующего режима рабочего времени предусмотреть в графике работы, какие из дней будут являться для работников рабочими.
Если при составлении нового графика на тот или иной период времени изменится чередование рабочих дней для каждого работника, необходимо говорить об изменении условий трудовых договоров о режиме рабочего времени работников. Изменить условие трудового договора о режиме работы можно либо по правилам, установленным ст. 72 ТК РФ, либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Перечень связанных с изменением организационных или технологических условий труда причин, указанный в ст. 74 ТК РФ, является открытым и носит оценочный характер.
3. Согласно п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности), нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Согласно п. 6 Особенностей при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов. Увеличение этого времени, но не более чем на два часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
По нашему мнению, отсутствие упоминания в локальном нормативном акте о необходимости соблюдения ограничений по времени управления автомобилем при увеличении продолжительности ежедневной работы (смен) водителей до 12 часов не влечет за собой освобождение работодателя от их исполнения, поскольку они действуют в силу закона.
4. Согласно п. 7 Особенностей с согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Аналогичная норма предусмотрена ст. 105 ТК РФ. По нашему мнению, локальным нормативным актом определяется не только сам факт разделения рабочего дня на части, но и порядок такого разделения. То есть в локальном нормативном акте необходимо определить не только категории работников, для которых вводится разделение рабочего дня и количество частей рабочего дня, но и продолжительность частей рабочего дня, а также количество и продолжительность перерывов в течение рабочего дня Аналогичную точку зрения высказывают и специалисты Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, размещенные на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Иными словами, ситуация, при которой конкретная продолжительность перерывов между частями рабочего дня (смены) определяется работодателем по своему усмотрению, по нашему мнению, не допустима. Полагаем, что для корректной регламентации разделения рабочего дня водителей на части работодатель должен конкретизировать все эти сведения в локальном нормативном акте. Указание на конкретную продолжительность перерывов между частями рабочего дня (смены) в графиках сменности (работы), на наш взгляд, не является достаточным, так как графики применяются в отношении индивидуально определенного круга лиц, а следовательно, признакам локального нормативного акта не отвечают*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

22 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Из положений ст. 100, ст. 103 ТК РФ можно сделать вывод, что сменный режим работы вводится в пределах одних суток, в течение которых группы работников поочередно меняют друг друга. Если продолжительность рабочего дня сотрудника составляет 10 или 9 часов и никто работника не сменяет, то говорить о том, что в организации в отношении данного работника установлен сменный режим работы, не приходится. Такая работа представляет собой работу в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику (часть третья ст. 111 ТК РФ). Соответственно, и график, по которому определяются в этом случае рабочие дни конкретных сотрудников, в этом случае является графиком работы, а не сменности.
*(2) Даже когда режим работы является сменным, то есть в течение суток одна группа сотрудников сменяет другую в течение этого времени (ст. 103 ТК РФ), Трудовой кодекс РФ обязывает определить число смен в сутки, время их начала и окончания, время перерывов в работе (ст. 57, 100, 108 ТК РФ). Графиком сменности устанавливается лишь чередование смен для каждого работника (часть вторая ст. 103 ТК РФ).
*(3) Суды указывают на то, что режим рабочего времени в правилах внутреннего трудового распорядка или трудовых договорах работников должен быть конкретизирован с указанием сведений, перечень которых приведен в ст. 100 ТК РФ (решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.12.201 N 7-606/2015, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 04.05.2016 N 77-1232/2016). Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Роструда (ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Таким образом, когда время начала и окончания работы, а также чередование рабочих и нерабочих дней не закреплено ни в правилах внутреннего трудового распорядка, ни в трудовых договорах, это является нарушением трудового законодательства, за которое работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (решение Московского городского суда от 22.05.2019 N 7-3417/2019, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.01.2018 N 21-28/2018, решение Тамбовского областного суда от 13.09.2017 N 7-425/2017). Работодателю следует внести соответствующие дополнения в правила внутреннего трудового распорядка или в трудовые договоры работников.
*(4) Дополнительно смотрите в следующем материале:
- Энциклопедия решений. Локальные нормативные акты как способ регулирования трудовых отношений.