Работнику пожарной части - водителю пожарного автомобиля и некоторым другим работникам областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности" Магаданской области, не предъявившим справку о вакцинации от COVID-19, 26 ноября 2021 года объявили простой по независящим от работодателя и работника причинам то тех пор, пока сотрудник не предоставит в отдел охраны труда сведения о вакцинации. Ранее никакого приказа о необходимости вакцинации не было, никакого отказа сотрудник не писал. В приказе ссылка на ст. 312.9 ТК РФ, на указ губернатора Магаданской области от 02.04.2020 N 57-у "О введении режима повышенной готовности на территории Магаданской области", постановление Правительства Магаданской области от 29.04.2021 N 340-пп "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Магаданской области", постановление Правительства Магаданской области от 30.07.2021 N 587-пп "Об обеспечении проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, по эпидемическим показаниям на территории Магаданской области", постановление главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23.07.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям". 29 ноября 2021 года сотрудник прошел периодический осмотр, по результатам которого сотрудник признан годным. Сотрудник не готов предоставить данные о вакцинации, независимо от того, была она проведена или нет. Работник считает, что действия работодателя неправомерны. Какие имеются правовые основания для обжалования в судебном порядке приказа работодателя о введении простоя в отношении работника?
Прежде всего отметим, согласно подп. "м" и "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить режим повышенной готовности и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
В Магаданской области режим повышенной готовности введен указом губернатора Магаданской области от 02.04.2020 N 57-у с целью предупреждения и локализации возможной чрезвычайной ситуации, связанной с завозом и распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории региона.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ, а также постановлением главного государственного санитарного врача по Магаданской области от 23.07.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" правительством Магаданской области было принято постановление от 30.07.2021 N 587-пп "Об обеспечении проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, по эпидемическим показаниям на территории Магаданской области" (далее - Постановление N 587-пп).
Подпунктом 1.1 п. 1 Постановления N 587-пп руководителям органов исполнительной власти Магаданской области, руководителям подведомственных органов исполнительной власти Магаданской области унитарных предприятий и учреждений предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в срок до 15 сентября 2021 года - не менее 60%, в срок до 27 декабря 2021 года - не менее 80% государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Магаданской области, лиц, замещающих в исполнительных органах государственной власти Магаданской области должности, не относящиеся к должностям государственной гражданской службы Магаданской области, работников учреждений и унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти Магаданской области от общей численности работников, в сроки, установленные постановлением Главного санитарного врача.
Согласно подпункту 1.2 п. 1 Постановления N 587-пп этой же категории руководителей предписано осуществлять в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ временный перевод по инициативе нанимателя (работодателя) на дистанционную работу вышеуказанных работников, отказавшихся от профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, а также имеющих противопоказания к профилактической прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в соответствии с пунктами 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и пунктом 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. N 1/и/1-332), Инструкцией Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная). Этой же нормой Постановления N 587-пп работодателям предписано руководствоваться положениями части второй статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации в случае невозможности осуществить временный перевод сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя либо обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, в связи со спецификой работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте.
Частью первой ст. 312.9 ТК РФ предусмотрено право работодателя в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, временно перевести работника на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления.
При этом в ситуациях, когда специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, независящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя согласно части второй статьи 157 настоящего Кодекса, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (часть седьмая ст. 312.9 ТК РФ).
Таким образом, учитывая принятие органами государственной власти Магаданской области вышеупомянутых нормативных актов с целью предупреждения и локализации возможной чрезвычайной ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, руководители подведомственных органам исполнительной власти Магаданской области учреждений в ситуациях, когда специфика работы, выполняемой работниками на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить их временный перевод на дистанционную работу, вправе издавать приказы о введении простоя в отношении работников, отказавшихся от профилактической прививки против коронавирусной инфекции, а также имеющих противопоказания к такой прививке.
Вместе с тем Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда в секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений N 14-4/10/П-5532 от 23.07.2021) предусматривают для работодателей изначальную необходимость издания приказа об организации проведения профилактических прививок, в котором, в частности, необходимо указать: сведения о необходимости вакцинации; сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке и т.п., ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под подпись, организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации работодателем локальный нормативный акт об организации проведения профилактических прививок не издавался либо не доводился до сведения работника, а также если работнику не было предложено в определенные сроки предоставить информацию о прохождении вакцинации или об отказе от нее, то работник, по нашему мнению, вправе ссылаться на указанные обстоятельства при обжаловании в судебном порядке приказа о введении в отношении него простоя.
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением контролирующих органов или позицией суда при рассмотрении спора с учетом всех обстоятельств дела.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Может ли работодатель требовать от работников письменный отказ от вакцинации? (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, июль 2021 г.)
- Вопрос: Вправе ли работодатель не оплатить работнику выходы на работу, если тот не отказывался от прививки письменно? Вправе ли работодатель требовать у него объяснения? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2021 г.)
- Вопрос: При отстранении от работы работников, отказавшихся от вакцинации против коронавирусной инфекции, необходимо получить от работника отказ от вакцинации. А если работник отказывается писать отказ, то каким документом необходимо оформить отказ? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
- Вопрос: Вправе ли работодатель требовать от работника письменный отказ от вакцинации? Ведь письменное согласие на прививку или отказ от нее дается медицинскому учреждению. Может правильно будет работодателю запросить объяснительную от работника (а не отказ от вакцинации)? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2021 г.)
- Вопрос: Имеет ли право организация отстранить работника, отказавшегося от обязательной вакцинации, без сохранения заработной платы? На основании каких документов правомерно это оформить, чтобы работник не обратился с жалобой в суд? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Титов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
20 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.