Есть производственный цех (начальник цеха, сменные мастера, сменные рабочие). В цех поступает сырье, из которого потом производится готовая продукция. Кроме этого, в цехе есть расходные материалы (поддоны, пленка и т.п.) и инвентарь. Можно ли заключить договор о коллективной материальной ответственности с начальником цеха и сменными мастерами в отношении сырья, расходных материалов и инвентаря?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение с работниками договора о материальной ответственности (как индивидуальной, так и коллективной) в отношении имущества, используемого ими для выполнения трудовой функции, либо того, к которому они не имеют доступа, неправомерно.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 21 ТК РФ любой работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя. Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 232 ТК РФ). При этом ст. 233 ТК РФ предусматривает, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Материальная ответственность работника может быть полной и ограниченной. По общему правилу за причиненный работодателю ущерб работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Таким образом, любой работник несет материальную ответственность за вверенное ему для выполнения трудовых обязанностей имущество. Какого-либо специального оформления данного факта не требуется. Работодатель может издать приказ с указанием конкретного имущества, предоставленного работнику для выполнения его трудовой функции, сохранность которого работник обязан обеспечить и за которое будет нести материальную ответственность. При этом такой приказ не расширяет пределы материальной ответственности работника и, соответственно, сам по себе не предполагает возложения на работника полной материальной ответственности - ни индивидуальной, ни коллективной. При этом работодателю в случае причинения ущерба этому имуществу в любом случае необходимо будет доказать вину работника в причинении вреда, что будет крайне затруднительно в ситуации, когда к вверенному работнику имуществу будут иметь доступ третьи лица (как вместе с работником, так и без него).
Случаи полной материальной ответственности перечислены в ст. 243 ТК РФ. Сам по себе факт предоставления работнику имущества, необходимого ему для выполнения трудовой функции, не является основанием для возложения на работника полной материальной ответственности за такое имущество. Данный факт также не является основанием для заключения с работником договора о полной материальной ответственности, поскольку заключение такого договора возможно только в случаях, если работник занимает должности или выполняет работы, поименованные в Перечнях, утвержденных постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 8 (подробнее смотрите в материале Энциклопедии решений). Также предоставление работнику имущества, необходимого ему для выполнения трудовой функции, не может быть основанием для возложения на работника полной материальной ответственности на основании п. 2 части первой ст. 243 ТК РФ (подробнее смотрите в материале Энциклопедии решений).
Полная коллективная (бригадная) материальная ответственность возможна только в случае заключения с работником в составе бригады (коллектива работников) соответствующего договора о ней, что возможно, как было сказано выше, только в предусмотренных постановлением N 8 случаях. За имущество, переданное работнику для повседневного использования в ходе исполнения его трудовой функции, сотрудник не может нести ответственность по такому договору.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
20 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.