Поставщик направил заказчику просьбу о расторжении контракта по Закону N 44-ФЗ по соглашению сторон ввиду ареста его расчетного счета и, соответственно, невозможности поставки товара. Может ли в этом случае заказчик отказаться от исполнения контракта?
В рамках заключенного контракта по Закону N 44-ФЗ в срок до 12.12.2024 поставщик обязуется обеспечить поставку товара. Однако за один день до указанного срока поставки поставщик направил письмо с просьбой о расторжении контракта по соглашению сторон ввиду ареста расчетного счета поставщика и, соответственно, невозможности поставки товара. По условиям контракта покупатель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе ввиду нарушения существенных условий контракта (просрочки поставки товара). Законно ли будет решение покупателя об одностороннем отказе от контракта ввиду непоставки поставщиком товара, с учетом просьбы последнего в расторжении контракта по соглашению сторон?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик в принципе не обязан соглашаться с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон и даже и рассматривать такое предложение.
В описанной ситуации заказчик вправе принять решение об отказе от исполнения контракта.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта, заключенного в соответствии с этим Законом, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В связи с последним заметим, что Закон N 44-ФЗ в принципе основан прежде всего на Гражданском кодексе РФ, а потому нормы этого Кодекса должны применяться к контрактам, заключаемым на основании Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона, смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Каких-либо дополнительных требований, условий, ограничивающих расторжение контракта по соглашению сторон, закон не содержит. Достаточно самого факта достижения обоюдного согласия и заключения соответствующего соглашения в той же форме, в какой был заключен контракт (п. 1 ст. 452 ГК РФ), что применительно к контрактам означает - в письменной форме.
Однако из сказанного следует и обратное: соглашение о расторжении контракта возможно только при наличии обоюдного согласия сторон контракта. При этом закон не устанавливает для заказчика каких-либо условий по принятию решения о согласии или несогласии с предложением поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - "контрагент") расторгнуть контракт. Более того, закон не обязывает заказчика рассматривать такое предложение в принципе.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Однако следует учитывать, что из иных норм Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что для такого отказа подходит не всякое основание, предусмотренное Гражданским кодексом РФ. Нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (смотрите, например, п. 4 ст. 486 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (смотрите, например, п. 2 ст. 782 ГК РФ).
Однако из чч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, регулирующих порядок реализации права заказчика на односторонний отказ от контракта и указывающих на то, что соответствующее решение должно быть отменено, если в течение 10 дней после уведомления о нем контрагента последний устранит нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, следует однозначный вывод о том, что право на отказ от исполнения контракта возникает у заказчика именно и только вследствие нарушения контрагентом своих обязательств по контракту. Эту позицию разделяют и государственные органы (смотрите, например, совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16, письмо ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19) и суды (смотрите пп. 14, 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Обязательства, в том числе возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями самого обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 307, ст. 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных непосредственно Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ). В тех случаях, когда такое право стороне договора предоставлено, отказ от договора осуществляется путем направления другой стороне уведомления о принятии соответствующего решения (п. 1 ст. 450.1 ГК РФ).
Письмо поставщика о "невозможности" поставки товара, по нашему мнению, должно квалифицироваться как письменно зафиксированный отказ от исполнения обязанности по передаче товара, то есть от исполнения обязательства, что, как видно из сказанного выше, не допускается законом.
Согласно п. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Следовательно, отказ поставщика от передачи заказчику товара, предусмотренного контрактом, предоставляет заказчику право отказаться от исполнения этого контракта в одностороннем порядке, если контракт содержит условия, предусматривающие такую возможность. Аналогичные разъяснения по вопросу об основаниях одностороннего отказа от контракта со стороны заказчика неоднократно давали представители контролирующих органов (письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16, письмо Минэкономразвития России от 18.03.2016 N Д28и-735). Такое же мнение можно встретить и в судебной практике (постановления АС Московского округа от 07.02.2019 N Ф05-24232/18, Десятого ААС от 18.07.2019 N 10АП-11650/19, Пятнадцатого ААС от 29.05.2019 N 15АП-7193/19, Девятого ААС от 07.05.2019 N 09АП-18278/19).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступит в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления о нем поставщика (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Если в течение упомянутого 10-дневного срока поставщик устранит нарушение условий контракта, которое явилось основанием для одностороннего отказа от него со стороны заказчика (то есть применительно к рассматриваемой ситуации - поставит товар в соответствии с условиями контракта), заказчик обязан будет отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем это правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном этим федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Для включения информации в указанный реестр заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта путем одностороннего отказа должен будет направить в ФАС России сведения, содержащиеся в ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также письменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
17 декабря 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.