Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения С какого момента исчисляется срок исковой давности по взысканию имущественного и морального вреда, причиненного преступлением?

С какого момента исчисляется срок исковой давности по взысканию имущественного и морального вреда, причиненного преступлением?

С какого момента исчисляется срок исковой давности по искам о взыскании имущественного и морального вреда, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 159 УК РФ)?

К искам о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, применяется общий срок исковой давности три года (п. 1 ст. 196 ГК РФ), определяемый в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

На требование о возмещении морального вреда исковая давность не распространяется при условии, что такое требование вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ. В случаях, когда требование о возмещении морального вреда связано с нарушением имущественных или иных прав, для защиты которых законом предусмотрен срок исковой давности, к такому требованию применяется срок исковой давности, установленный для защиты соответствующих прав (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10).

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что п. 1 ст. 200 ГК РФ сформулирован таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности исходя из фактических обстоятельств дела (постановление Конституционного Суда РФ от 4 июля 2022 г. N 27-П, определения Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 339-О, от 29 сентября 2022 г. N 2368-О и др.).

Из приведенных нормативных положений, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению, правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что, определяя исковую давность как срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, гражданское законодательство закрепляет общий срок исковой давности, составляющий три года, исчисляемых - если законом не предусмотрено иное - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, то есть право на иск по общему правилу возникает с момента, когда о нарушении такого права и о том, кто является надлежащим ответчиком, стало или должно было стать известно правомочному лицу. Именно с этого момента у данного лица возникает основание для обращения в суд за принудительным осуществлением (принудительной защитой) своего права и начинает течь срок исковой давности. При этом суд, разрешая вопрос о соблюдении истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, определяет момент начала течения этого срока, если законом не предусмотрено иное, исходя из фактических обстоятельств дела.

При этом само по себе наличие (отсутствие) вступившего в законную силу обвинительного приговора, в том числе в деликтных правоотношениях, не является определяющим при исчислении срока исковой давности для защиты права лица, нарушенного в результате совершения преступления, поскольку суд, обладая необходимыми дискреционными полномочиями, в каждом конкретном деле устанавливает момент начала течения этого срока исходя из фактических обстоятельств, в том числе установленных вступившим в законную силу судебным постановлением (приговором) и имеющих преюдициальное значение.

В силу ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК РФ обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Однако и в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения по нереабилитирующим основаниям (ст. 76 УК РФ; ст. 25 УПК РФ; ст. 75 УК РФ; ст. 28 УПК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; ст. 84 УК РФ; ст. 10 УК РФ; ст. 76.1 УК РФ, ст. 28.1 УПК РФ и др.) потерпевший не лишается права требовать возмещения вреда, причиненного преступлением.

Так, в одном из дел суд пришел к выводу, что возбуждение уголовного дела не влияло на начало течения срока исковой давности, поскольку истец не мог знать, какое лицо является причинителем вреда, вина причинителя вреда устанавливается только приговором суда. Кроме того, именно суд определял размер причиненного ущерба (апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 мая 2024 г. по делу N 33-10462/2024). Схожий вывод содержится в определении СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2023 г. по делу N 8Г-34163/2022[88-1637/2023-(88-31620/2022)], определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2024 г. по делу N 8Г-9950/2024[88-13268/2024].

Смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 ноября 2016 г. по делу N 33-8980/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2016 г. N 18АП-16147/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2015 г. по делу N 33-3895/2015.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

21 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.