Представление уникального идентификатора начисления, если взыскатель - государственное бюджетное учреждение
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения направило исполнительный лист приставу. Пристав возбудил исполнительное производство и устно запросил уникальный идентификатор начисления.
Правомерно ли требование пристава о наличии в исполнительном документе уникального идентификатора начисления?
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, определены положениями ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
К их числу относится требование о наличии в исполнительном документе уникального идентификатора начисления (УИН). Однако безусловным оно не является, поскольку предъявляется к тем исполнительным документам, которые содержат требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет (п. 1.1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ).
Непосредственно положениями Закона N 229-ФЗ не определено понятие "платежи в бюджет". УИН является реквизитом, обязательным для размещения информации в ГИС ГМП (п. 4.3 Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н).
ГИС ГМП предназначена для размещения и получения информации, необходимой для уплаты:
- платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ;
- иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ);
- иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Государственные (муниципальные) учреждения прямо поименованы в составе участников ГИС ГМП с полномочиями администраторов начислений (п. 2.2 Порядка N 11н). Вместе с тем такие полномочия для государственных и муниципальных учреждений с типом бюджетное или автономное ограничены - они обязаны передавать в ГИС ГМП только сведения об оказываемых государственным и муниципальным учреждением услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ, и нормативном правовом акте, утвердившем перечень данных услуг.
Несмотря на наличие у бюджетных и автономных учреждений обязанности по передаче информации в ГИС ГМП сведений об оказываемых услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ, соответствующие платежи не приобретают статуса доходов бюджета. Бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и не могут быть наделены полномочиями администратора доходов бюджета.
Соответственно, являясь взыскателем, бюджетное учреждение сможет обеспечить наличие информации об УИН только в том случае, если речь идет о взыскании платежей, информация о которых подлежит передаче в ГИС ГМП. Однако сама по себе возможность указания УИН вовсе не означает, что речь идет о взыскании задолженности по платежам в бюджет.
Следовательно, требование пристава неправомерно.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- решение Арбитражного суда Новосибирской области от 7 марта 2024 г. по делу N А45-36280/2023;
- решение Арбитражного суда Волгоградской области от 6 марта 2024 г. по делу N А12-1942/2024;
- решение Арбитражного суда Пермского края от 25 января 2024 г. по делу N А50-31319/2023;
- решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 января 2024 г. по делу N А60-63673/2023;
- решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2023 г. по делу N А40-254211/2023 (суды во всех случаях пришли к выводу, что поскольку присужденные в пользу бюджетного учреждения суммы не подлежат зачислению в бюджетную систему Российской Федерации, уникальный идентификатор начисления в таком исполнительном документе указываться не должен).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Байдина Элина
Ответ прошел контроль качества
18 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.