Может ли бюджетное учреждение списать дебиторскую задолженность на забалансовый счет при условии, что собирается ежегодно подавать документы на возобновление исполнительного производства?
В бюджетное учреждение ранее поступило решение суда о взимании задолженности (2020 или 2022 года) с контрагента, которая частично была погашена. Через некоторое время от судебных приставов пришло письмо о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что имущества у организации нет, всё возможное было реализовано. Учреждение намерено подавать каждый год на возобновление исполнительного производства. Имеет ли право бюджетное учреждение списать такую задолженность на забалансовый счет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для списания дебиторской задолженности является решение профильной комиссии, принятое в порядке, утвержденном локальным актом бюджетного учреждения.
Вместе с тем отметим, что окончание исполнительного производства можно рассматривать как основание для признания дебиторской задолженности сомнительной и списания ее с баланса на забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность". Однако следует понимать: повторная подача исполнительного листа в службу судебных приставов является возобновлением процедуры взыскания задолженности дебиторов, что, в свою очередь, ведет к восстановлению дебиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04, в балансовом учете.
Учитывая тот факт, что бюджетное учреждение планирует ежегодно возобновлять процедуру исполнительного производства, по нашему мнению, экономической целесообразности и необходимости в списании дебиторской задолженности с баланса нет.
Обоснование вывода:
Решение о списании дебиторской задолженности принимает профильная комиссия учреждения (п. 339 Инструкции N 157н). Решение о списании дебиторской задолженности с баланса может быть принято в случае, если не выполняется хотя бы одно из условий:
- дебиторская задолженность не соответствует понятию "актив" (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/4517);
- нет уверенности, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.
Порядок принятия решения о списании дебиторской задолженности необходимо закрепить в локальном акте бюджетного учреждения. Кроме того, перечень оснований для признания дебиторской задолженности сомнительной и (или) безнадежной к взысканию может быть установлен нормативно-правовым актом соответствующего публично-правового образования. При разработке локального документа бюджетному учреждению целесообразно учитывать исчерпывающий перечень оснований для признания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, установленной ст. 47.2 БК РФ для участников бюджетного процесса.
Так, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 47.2 БК РФ одним из таких оснований является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет. Однако обратим внимание, что в вышеуказанных нормах речь идет о признании задолженности безнадежной к взысканию, а не о признании ее сомнительной.
В свою очередь, пунктом 11 Стандарта "Доходы" установлено, что сомнительной задолженностью является дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок - просроченная дебиторская задолженность, которая не соответствует критериям признания актива (письмо Минфина России от 25.10.2019 N 02-07-10/82363). Учет сомнительной задолженности ведется на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности (п. 339 Инструкции N 157н).
Основания окончания исполнительного производства поименованы в ст. 47 Закона N 229-ФЗ. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона N 229-ФЗ, является одним из оснований окончания исполнительного производства (ч. 3 п. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ). При этом такое извещение не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ (ч. 4 ст. 46 Закона N 229-ФЗ). Согласно нормам ст. 21 Закона N 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Повторная подача исполнительного листа является возобновлением процедуры взыскания задолженности дебиторов.
В конкретном случае окончание исполнительного производства и извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу может рассматриваться комиссией учреждения как основание для признания дебиторской задолженности сомнительной и подлежащей учету на забалансовом счете 04. Но следует учитывать, что при повторной подаче исполнительного листа и возобновлении процедуры взыскания дебиторская задолженность, учитываемая на забалансовом счете 04, подлежит восстановлению на балансовом учете (п. 339 Инструкции N 157н).
По нашему мнению, если бюджетное учреждение прогнозирует возможность взыскания дебиторской задолженности и принимает решение о том, что на протяжении срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ, будет повторно предъявлять к исполнению исполнительный лист, экономической целесообразности в списании ее с баланса на короткий промежуток времени, а затем восстановлении на балансе нет. В такой ситуации в локальном документе можно закрепить следующее: дебиторская задолженность признается сомнительной после истечения срока предъявления исполнительного листа к исполнению службе судебных приставов, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ. До этого времени дебиторская задолженность будет учитываться на балансовых счетах. Решение по учету дебиторской задолженности на балансовых счетах на протяжении срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, рекомендуем согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (финансовым органом).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедией решений. Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
31 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.