Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Может ли бюджетное учреждение списать дебиторскую задолженность на забалансовый счет при условии, что собирается ежегодно подавать документы на возобновление исполнительного производства?

Может ли бюджетное учреждение списать дебиторскую задолженность на забалансовый счет при условии, что собирается ежегодно подавать документы на возобновление исполнительного производства?

В бюджетное учреждение ранее поступило решение суда о взимании задолженности (2020 или 2022 года) с контрагента, которая частично была погашена. Через некоторое время от судебных приставов пришло письмо о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что имущества у организации нет, всё возможное было реализовано. Учреждение намерено подавать каждый год на возобновление исполнительного производства. Имеет ли право бюджетное учреждение списать такую задолженность на забалансовый счет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Основанием для списания дебиторской задолженности является решение профильной комиссии, принятое в порядке, утвержденном локальным актом бюджетного учреждения.

Вместе с тем отметим, что окончание исполнительного производства можно рассматривать как основание для признания дебиторской задолженности сомнительной и списания ее с баланса на забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность". Однако следует понимать: повторная подача исполнительного листа в службу судебных приставов является возобновлением процедуры взыскания задолженности дебиторов, что, в свою очередь, ведет к восстановлению дебиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04, в балансовом учете.

Учитывая тот факт, что бюджетное учреждение планирует ежегодно возобновлять процедуру исполнительного производства, по нашему мнению, экономической целесообразности и необходимости в списании дебиторской задолженности с баланса нет.

Обоснование вывода:

Решение о списании дебиторской задолженности принимает профильная комиссия учреждения (п. 339 Инструкции N 157н). Решение о списании дебиторской задолженности с баланса может быть принято в случае, если не выполняется хотя бы одно из условий:

- дебиторская задолженность не соответствует понятию "актив" (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/4517);

- нет уверенности, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.

Порядок принятия решения о списании дебиторской задолженности необходимо закрепить в локальном акте бюджетного учреждения. Кроме того, перечень оснований для признания дебиторской задолженности сомнительной и (или) безнадежной к взысканию может быть установлен нормативно-правовым актом соответствующего публично-правового образования. При разработке локального документа бюджетному учреждению целесообразно учитывать исчерпывающий перечень оснований для признания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, установленной ст. 47.2 БК РФ для участников бюджетного процесса.

Так, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 47.2 БК РФ одним из таких оснований является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет. Однако обратим внимание, что в вышеуказанных нормах речь идет о признании задолженности безнадежной к взысканию, а не о признании ее сомнительной.

В свою очередь, пунктом 11 Стандарта "Доходы" установлено, что сомнительной задолженностью является дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок - просроченная дебиторская задолженность, которая не соответствует критериям признания актива (письмо Минфина России от 25.10.2019 N 02-07-10/82363). Учет сомнительной задолженности ведется на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности (п. 339 Инструкции N 157н).

Основания окончания исполнительного производства поименованы в ст. 47 Закона N 229-ФЗ. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона N 229-ФЗ, является одним из оснований окончания исполнительного производства (ч. 3 п. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ). При этом такое извещение не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ (ч. 4 ст. 46 Закона N 229-ФЗ). Согласно нормам ст. 21 Закона N 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Повторная подача исполнительного листа является возобновлением процедуры взыскания задолженности дебиторов.

В конкретном случае окончание исполнительного производства и извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу может рассматриваться комиссией учреждения как основание для признания дебиторской задолженности сомнительной и подлежащей учету на забалансовом счете 04. Но следует учитывать, что при повторной подаче исполнительного листа и возобновлении процедуры взыскания дебиторская задолженность, учитываемая на забалансовом счете 04, подлежит восстановлению на балансовом учете (п. 339 Инструкции N 157н).

По нашему мнению, если бюджетное учреждение прогнозирует возможность взыскания дебиторской задолженности и принимает решение о том, что на протяжении срока, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ, будет повторно предъявлять к исполнению исполнительный лист, экономической целесообразности в списании ее с баланса на короткий промежуток времени, а затем восстановлении на балансе нет. В такой ситуации в локальном документе можно закрепить следующее: дебиторская задолженность признается сомнительной после истечения срока предъявления исполнительного листа к исполнению службе судебных приставов, установленного ст. 21 Закона N 229-ФЗ. До этого времени дебиторская задолженность будет учитываться на балансовых счетах. Решение по учету дебиторской задолженности на балансовых счетах на протяжении срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, рекомендуем согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (финансовым органом).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедией решений. Списание дебиторской задолженности (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

31 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.