Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Порядок расторжения договора и контракта в связи с нарушениями со стороны подрядчика и последующее включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков)

Порядок расторжения договора и контракта в связи с нарушениями со стороны подрядчика и последующее включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков)

Заказчик планирует направить сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, так как он не исполняет договор.
Каковы порядок расторжения договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, и последующее направление сведений в отношении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков?

Порядок расторжения договора поставки, заключенного в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ, и последующее включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения должны содержаться в положении о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика. И хотя отдельные требования к содержанию договора, заключаемого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и к его изменению следуют из норм этого Закона, большая часть регулирования процесса закупки, в том числе касающаяся расторжения договора, оставляется на усмотрение самого заказчика. При этом поскольку к договорам, заключаемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), очевидно, что положение о закупке не может устанавливать требований к порядку расторжения договора, противоречащих требованиям ГК РФ (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Положениями Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что расторжение договора возможно:

1) по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ);

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично (ст. 310, 450.1 ГК РФ);

3) судом по требованию одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, если при описанных обстоятельствах заказчик не заинтересован в продолжении договорных отношений (в частности, если очевидно, что предусмотренные договором работы не будут выполнены), он вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения убытков (п. 2 ст. 715 ГК РФ) либо обратиться в суд с требованием о расторжении договора подряда. Кроме того, ни Закон N 223-ФЗ, ни ГК РФ не содержат норм, которые ограничивали бы право сторон договора подряда расторгнуть договор по обоюдному согласию. То обстоятельство, что предусмотренные договором обязательства выполняются подрядчиком ненадлежащим образом, дает заказчику право требовать от подрядчика уплаты установленной договором неустойки, но не препятствует расторжению договора по соглашению сторон. Поэтому, если иное не следует из положения о закупке, которым руководствуется заказчик, указанный в вопросе договор может быть расторгнут в том числе и по соглашению сторон. Иными словами, заказчик вправе использовать любой из упомянутых вариантов прекращения договорных отношений.

В свою очередь, напомним, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-З в РНП включаются сведения:

- об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;

- о поставщиках, исполнителях, подрядчиках (далее - контрагенты), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров;

- о контрагентах, договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими контрагентами договоров. В п. 1 письма ФАС России от 20.01.2023 N МШ/3488/23 отмечено, что на иных заказчиков указанное положение ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ не распространяется.

Таким образом, для включения в РНП сведений в отношении участника договор в рассматриваемой ситуации должен быть расторгнут по решению суда.

В свою очередь, напомним о том, что требование об обязательном соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора о расторжении договора установлено п. 2 ст. 452 ГК РФ. В соответствии с этой нормой требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только после соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора (п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18, определение Мосгорсуда от 30.08.2021 N 33-23559/2021).

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного п. 2 ст. 452 ГК РФ, предполагает в том числе ответ на предложение контрагента. Альтернативного процессуального алгоритма закон не предусматривает (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 N 09АП-80919/22 по делу N А40-157506/2022, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 N Ф05-7918/23, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 N 13АП-12135/22 по делу N А56-41566/2021, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 N 19АП-2010/19, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 N 07АП-7672/15).

По результатам рассмотрения представленной заказчиком информации антимонопольный орган принимает решение о включении либо об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП (заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29.01.2021 N 011/10/5-44/2021, приказ Федеральной антимонопольной службы от 02.11.2020 N 1063/20, решение Федеральной антимонопольной службы от 06.05.2016 N 17/31688/16). Соответственно, окончательное решение принимает антимонопольный орган исходя прежде всего из оценки поведения поставщика и наличия в его поведении признаков недобросовестности.

Порядок расторжения контракта, заключенного в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, и последующее включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков

Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается:

- по соглашению сторон;

- по решению суда,

- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На практике в случае существенного нарушения со стороны контрагента заказчик чаще всего использует процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта (смотрите ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Рассмотрим подробнее указанную процедуру.

Как указано в ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

- заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте ЕИС (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется контрагенту. Датой поступления контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент (п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:

- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения;

- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Из ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что для устранения нарушений условий контракта у контрагента есть десять дней с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (смотрите также п. 4 письма Минфина России от 06.05.2021 N 24-06-08/34950).

Информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов (п. 11 ч. 2, чч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем расторжения контракта.

Если решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием ЕИС, такое решение, а также содержащаяся в нем информация, подлежащая включению в реестр контрактов, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем его вступления в силу, направляется с использованием ЕИС для включения в реестр контрактов (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, обращение о включении информации о контрагенте в РНП (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Дополнительно отметим, что согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (т.е. и по решению суда, и по соглашению сторон, и при одностороннем отказе как заказчика, так и контрагента от исполнения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя, если такой участник согласен.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ (сентябрь 2024 г.);

- Энциклопедия решений. Порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, действия ФАС России при получении такой информации (сентябрь 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

26 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.