Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Является ли основанием для проведения внеплановой СОУТ заявление работника, содержащее возражения по результатам специальной оценки условий труда на его рабочем месте?

Является ли основанием для проведения внеплановой СОУТ заявление работника, содержащее возражения по результатам специальной оценки условий труда на его рабочем месте?

Работник недоволен проведенной специальной оценкой условий труда на его рабочем месте.
Будет ли основанием для проведения внеплановой СОУТ его заявление, содержащее возражение по результатам специальной оценки условий труда?
Профсоюза или иного уполномоченного органа в организации нет.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Одним из оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда является наличие соответствующего мотивированного предложения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, в том числе подготовленного по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

Само по себе заявление работника, содержащее возражения по результатам специальной оценки условий труда, не может служить основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Обоснование вывода:

Статья 214 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится в том числе обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее - также СОУТ).

Правовые, организационные основы и порядок проведения СОУТ, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность ее участников установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством.

Результаты специальной оценки условий труда доводятся до работника работодателем под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ работник вправе представлять работодателю, организации, проводящей СОУТ, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте. Законодатель не устанавливает, в каком конкретно документе работник имеет право отразить факт своего несогласия или зафиксировать замечания, следовательно, он вправе сформулировать их как в листе ознакомления с результатами СОУТ, так и в самостоятельно оформленном им заявлении, обращении и т.д.

В свою очередь, основания и сроки проведения внеплановой СОУТ установлены ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Так, в силу ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ при наличии мотивированных предложений выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, и представленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 426-ФЗ в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников*(1), работодатель должен провести внеплановую СОУТ (п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня поступления соответствующего мотивированного предложения (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).

Как следует из норм ст. 17 Закона N 426-ФЗ, само по себе заявление работника, содержащее возражения по результатам СОУТ, не может служить основанием для проведения внеплановой СОУТ.

Отметим, в целях защиты своих прав на основании ст. 26 Закона N 426-ФЗ работник, имеющий возражения по проведенной СОУТ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Роструда, именно на него возложена обязанность по рассмотрению несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Требования к содержанию заявления указаны в п. 17 Административного регламента..., утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 23.08.2019 N 233. По результатам проверки изложенных в заявлении сведений территориальный орган Роструда вправе направить в орган государственной экспертизы условий труда представление о проведении экспертизы качества СОУТ.

Следует также отметить, что государственная экспертиза качества СОУТ может осуществляться не только по представлениям территориальных органов Роструда, но и по заявлениям самих работников (ч. 2 ст. 24 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, работник, выполняющий работу на соответствующем рабочем месте, может самостоятельно заказать проведение такой экспертизы либо обратиться с жалобой на допущенные при проведении СОУТ нарушения в территориальный орган Роструда, который, в свою очередь, может вынести представление о проведении экспертизы.

Помимо этого, в силу ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке, в том числе потребовать признать их недействительными в соответствующей части.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Ответ прошел контроль качества

30 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Таким представительным органом может быть, например, совет трудового коллектива (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").