Вправе ли уполномоченный орган требовать приведения паспорта инвестиционной программы в сфере теплоснабжения в соответствие с действующей формой такого паспорта в случае подачи регулируемой организацией заявления о внесении изменений в инвестиционную программу в части корректировки сумм?
Может ли орган местного самоуправления, наделенный полномочиями на утверждение инвестиционных программ, в рамках рассмотрения заявления о корректировке инвестиционной программы в сфере теплоснабжения (в части корректировки сумм) требовать от ресурсоснабщающей организации приведения паспорта инвестиционной программы в соответствие требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.02.2023 N 103/пр при условии, что паспорт инвестиционной программы был утвержден предыдущим органом местного самоуправления в 2018 году до утверждения новой формы инвестиционной программы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требование органа местного самоуправления относительно внесения изменений в паспорт инвестиционной программы в рассматриваемом случае не является законным.
Обоснование позиции.
Из п. 8 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 410, далее - Правила) следует, что паспорт инвестиционной программы является частью такой программы (подп. "а" указанного пункта). Помимо паспорта, инвестиционная программа включает в себя перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, по обновлению и (или) созданию объектов основных средств и нематериальных активов регулируемой организации и другие сведения, указанные в подп. "б" п. 8 Правил.
Пунктом 45 Правил установлено, что регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу.
Заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год) с проектом изменений, вносимых в инвестиционную программу, и их обоснованием направляется регулируемой организацией в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) (далее также - уполномоченный орган) в срок до 30 августа текущего года.
Тем же пунктом предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.
Обратим внимание, что названные Правила не содержат норм, предусматривающих право уполномоченного органа в каких-либо случаях требовать от регулируемой организации внесения изменений в инвестиционную программу. Напротив, как следует из п. 45 Правил, инициатором внесения изменений в инвестиционную программу может быть только регулируемая организация.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что инвестиционная программа разрабатывается по примерной форме, утверждаемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При этом Правила не указывают на то, что инвестиционная программа (включая и паспорт этой программы) подлежит корректировке в случае изменения примерной формы, на основе которой разработана такая программа.
Наконец, следует отметить, что паспорт инвестиционной программы содержит лишь общую информацию о регулируемой организации, ее ответственных лицах, а также об уполномоченных органах, согласовавших инвестиционную программу, и их ответственных лицах. Состав сведений в действующей форме этого паспорта (утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.02.2023 N 103/пр, далее - Приказ N 103/пр) изменился лишь в незначительной степени по сравнению с ранее утвержденной формой (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.08.2014 N 459/пр). При этом информация, которая должна содержаться в паспорте инвестиционной программы, указанная в подп. "а" п. 8 Правил, вовсе не претерпела изменений с 2018 года.
В связи с этим полагаем, что требование органа местного самоуправления относительно внесения изменений в паспорт инвестиционной программы (ее приведения в соответствие с Приказом N 103/пр) не является законным, отказ в утверждении изменений, мотивированный несоответствием формы паспорта инвестиционной программы, может быть обжалован регулируемой организацией в установленном порядке.
Подчеркнем, что изложенный вывод представляет собой наше экспертное мнение. Официальных разъяснений или материалов судебной практики, в которых рассматривался бы аналогичный вопрос, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
16 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.