Освобождение от уплаты госпошлины органа местного самоуправления при подаче заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда
Освобождены ли органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ?
Действительно, с принятием Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 259-ФЗ с 8 сентября 2024 года утратил силу подп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому ранее от уплаты государственной пошлины освобождались организации и физические лица при подаче в суды общей юрисдикции заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение.
Вместе с тем продолжает действовать льгота по уплате государственной пошлины, установленная подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в силу которой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Указанная норма не раскрывает, по каким видам заявлений, подаваемых в суд общей юрисдикции, освобождаются поименованные в ней лица. В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что освобождение лица от уплаты государственной пошлины в силу закона либо судом означает освобождение этого лица от уплаты государственной пошлины по делу в целом.
В п. 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 г. N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" также разъяснено, что поскольку согласно п. 1 ст. 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.
Несмотря на то что указанные разъяснения даны в части уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, по нашему мнению, они в полной мере применимы и при обращении в суды общей юрисдикции, так как положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ полностью идентичны подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, о порядке применения которой даны разъяснения Верховным Судом РФ.
Как следствие, в связи с тем, что заявление об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда подается в рамках рассмотренного дела (ст. 203 ГПК РФ), полагаем, что орган местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче такого заявления на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена
Ответ прошел контроль качества
17 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.