Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения У организации недоимка по налогам, но оснований подавать заявление на банкротство юридического лица у налогового органа нет. Может ли он подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в этом случае?

У организации недоимка по налогам, но оснований подавать заявление на банкротство юридического лица у налогового органа нет. Может ли он подать иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в этом случае?

Задолженность юридического лица по налогам и сборам (без пеней и штрафов) - менее двух миллионов рублей. У налогового органа нет оснований подавать заявление на банкротство юридического лица.
Может ли налоговая инспекция подать в суд на контролирующих должника лиц о привлечении к субсидиарной ответственности, если нет оснований для банкротства? Если налоговая инспекция вправе подать в суд, в размер субсидиарной ответственности входят пени и штрафы или только сумма основного долга?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При отсутствии оснований для банкротства организации-должника привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности противоречит действующему законодательству.

В рамках банкротства организации контролирующие должника лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности за неуплату должником налогов и пеней, но не штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-должника.

Обоснование позиции:

Привлечении к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица вне банкротства

Вначале отметим, что по общему правилу для возбуждения дела о банкротстве размер требований к организации-должнику по денежным обязательствам должны быть не менее 300 тыс. рублей в совокупности (абзац третий п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве)). При определении размера задолженности не учитываются суммы штрафов (пеней) и иных финансовых санкций, установленных законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При этом до введения в отношении должника какой-либо из процедур в рамках дела о банкротстве кредитор по смыслу статьи 61.14 Закона о банкротстве не имеет возможности подать заявление о привлечении контролировавших должника лиц (далее - КДЛ) к субсидиарной ответственности (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.06.2021 N А56-69618/2019).

Заметим, что согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - Постановление N 53) при прекращении производства по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве на стадии проверки обоснованности заявления о признании должника банкротом (до введения первой процедуры банкротства) заявитель по делу о банкротстве вправе предъявить вне рамок дела о банкротстве требование о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве, если задолженность перед ним подтверждена вступившим в законную силу судебным актом или иным документом, подлежащим принудительному исполнению в силу закона. В этом случае иные лица не наделяются полномочиями по обращению в суд вне рамок дела о банкротстве с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности.

Также заявления о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ за невозможность полного погашения требований кредиторов (ст. 61.11 Закона о банкротстве) либо за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника (ст. 61.12 того же Закона), поданные после прекращения производства по делу о банкротстве (возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом), рассматриваются арбитражным судом, ранее рассматривавшим дело о банкротстве и прекратившим производство по нему (вернувшим заявление о признании должника банкротом) (п. 2 и п. 5 ст. 61.19 Закона о банкротстве).

Такие заявления рассматриваются судом по правилам главы 28.2 АПК РФ (рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц) независимо от количества присоединившихся к требованию лиц с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о банкротстве (подп. 2 п. 4 ст. 61.19 Закона о банкротстве, п. 51 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве").

Однако, как видим из вышеприведенных норм в любом случае для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности вне банкротства, необходимым условием является наличие предусмотренных законом оснований для банкротства организации-должника, в том числе для по подачи заявления должника в арбитражный суд (ст. 9 Закона о банкротстве). При отсутствии соответствующих оснований привлечение КДЛ к субсидиарной ответственности, в частности, в связи с наличием непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, по нашему мнению, противоречит действующему законодательству.

Состав субсидиарной ответственности контролирующего должника лица

Согласно сложившейся позиции Конституционного Суда РФ в случае неуплаты налога де-факто неплатежеспособной организацией налоговый орган может взыскать с виновных в неуплате физических лиц суммы недоимки и пени, но не сумму налогового штрафа. По заключению Конституционного Суда РФ причиненный налоговому органу вред - это недоплаченный налог и пени, тогда как штраф - это не ущерб, а мера публично-правовой ответственности за неуплату налога, применимая лишь к самой организации, но не к физическим лицам (смотрите постановление КС РФ от 08.12.2017 N 39-П, постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2023 N 50-П).

Таким образом, в состав субсидиарной ответственности КДЛ могут входить суммы неуплаченных организацией-должником налогов и пеней. В состав субсидиарной ответственности КДЛ не могут входить суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-должника.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Возбуждение дела о банкротстве должника - юридического лица;

- Энциклопедия решений. Подача уполномоченным органом заявления о признании должника - юридического лица банкротом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Ответ прошел контроль качества

28 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.