Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Вправе ли автономное учреждение установить в учетной политике особенности признания суммы резерва по исковому заявлению на основании экспертного мнения штатных юристов?

Вправе ли автономное учреждение установить в учетной политике особенности признания суммы резерва по исковому заявлению на основании экспертного мнения штатных юристов?

Вправе ли автономное учреждение установить в учетной политике особенности признания суммы резерва по исковому заявлению на основании экспертного мнения штатных юристов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам с учетом экспертного мнения собственной юридической службы.

Обоснование вывода:

Начиная с 2020 года учреждения бюджетной сферы в обязательном порядке применяют Стандарт "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный приказом Минфина России 30.05.2018 N 124н (далее - Стандарт "Резервы"). Методические рекомендации по применению данного стандарта (далее - Методические рекомендации) доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, применяется счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". Резервы предстоящих расходов должны создаваться в том числе для отражения расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке (п. 302.1 Инструкции N 157н, п. 6 Стандарта "Резервы").

Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета (в рассматриваемом случае - автономное учреждение) предполагается или не предполагается досудебное урегулирование (п. 11 Стандарта "Резервы"). Создание такого резерва является обязательным.

Иск может содержать требование не только об уплате денежных средств, возникающих из предмета иска, но и о возмещении истцу судебных расходов, включая расходы на уплату государственной пошлины. Резерв формируется с учетом ожидаемой суммы расходов на уплату государственной пошлины и судебных издержек к возмещению (п. 302.1 Инструкции N 157н). При этом при формировании резерва не следует учитывать ту часть претензионного или искового требования, которая ранее была признана в составе кредиторской задолженности, т.е. обязательства по оплате учреждение уже приняло и расходы признало.

В бухгалтерском учете резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе установить особенности признания суммы резерва, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы (п. 4.1 Методических рекомендаций). Аналогичную позицию высказывали специалисты финансового ведомства в письмах Минфина России от 17.04.2020 N 02-07-10/31264, от 22.11.2021 N 02-07-07/94455.

Так, при оценке выставленного иска или предъявленной претензии можно учитывать степень вероятности положительного исхода судебного разбирательства и формировать резервы только по тем исковым требованиям, по которым такая вероятность мала. То есть чем выше вероятность выиграть спор, тем меньше будет сумма резерва.

Например, учреждению предъявлен иск. Юридической службой оформлено экспертное мнение - иск будет удовлетворен с вероятностью 80% и платить придется. Но сумма искового требования признана юридической службой необоснованной, и произведен иной расчет, подтвержденный документально. Резерв формируется в размере, обоснованно определенном юридической службой. Или, например, учреждение является участником судебного разбирательства по иску на 1 000 000 руб. Вероятность успешного исхода, по оценке юристов, составляет 35%. Следовательно, наиболее вероятно судебное решение по иску не в пользу учреждения (65%). При этом оценку резерва по претензиям, искам следует определить в сумме 1 000 000 руб.

Предусмотреть особенности признания суммы резерва и то, как будет организовано поступление в бухгалтерию необходимой информации, - задача бухгалтерской службы, которая должна определить в учетной политике / графике документооборота:

- кто будет предоставлять соответствующую информацию;

- в какой форме (служебная записка, рапорт, информационный лист и т.д.);

- в какой срок документ должен быть передан в бухгалтерию.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе (но не обязано) установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам с учетом экспертного мнения штатных юристов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Четина Ирина

Ответ прошел контроль качества

27 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.