Физическое лицо выступило поручителем у другого физлица по кредитному договору. Должник перестал платить за кредит и прошел процедуру банкротства. Банк все деньги взыскал с поручителя. До настоящего времени долг поручителем оплачивается. Может ли поручитель взыскать деньги с должника с учетом того, что должник обанкротился?
Физическое лицо выступило поручителем у другого физического лица по кредитному договору. Должник перестал платить за кредит и прошел процедуру банкротства. Банк все деньги взыскал с поручителя. До настоящего времени долг поручителем оплачивается. Может ли поручитель взыскать деньги с должника с учетом того, что должник обанкротился? Какой срок для предъявления требований?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку поручитель не предъявил к должнику требование в рамках дела о банкротстве, то взыскать с должника уплаченные кредитору средства после освобождения должника в деле о банкротстве от исполнения обязательств перед кредиторами поручитель не может.
Обоснование вывода:
Кредитор вправе предъявить иски одновременно к должнику и поручителю либо только к должнику или только к поручителю (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 45 "О некоторых вопросах разрешения споров о поручительстве").
В силу п. 3 ст. 63, абзаца второго п. 1 ст. 126 и абзаца второго п. 2 ст. 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) после введения первой процедуры банкротства в отношении должника по основному обязательству срок исполнения обеспеченного обязательства считается наступившим, даже если должник не находится в просрочке. Это означает, что со дня введения первой процедуры банкротства в отношении такого должника у кредитора возникает право на предъявление соответствующего требования и к поручителю (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2023 г. N 26 "Об особенностях применения судами в делах о несостоятельности (банкротстве) норм о поручительстве").
Также согласно абзацу второму п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Поскольку требование банка возникло до возбуждения дела о банкротстве, то оно не является текущим (ст. 5 Закона о банкротстве) и является реестровым, следовательно, оно могло быть заявлено к должнику только в рамках дела о банкротстве (необходимо было подать заявление о включении требования в реестр требований кредиторов). Таким образом, банк мог заявить о включении своего требования в реестр требований кредиторов должника и одновременно подать иск с тем же требованием к поручителю либо только подать иск к поручителю.
К поручителю, исполнившему обязательство, по общему правилу в соответствующей части переходят принадлежащие кредитору права (п. 1 ст. 365 ГК РФ, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2023 г. N 26 "Об особенностях применения судами в делах о несостоятельности (банкротстве) норм о поручительстве").).
Переход прав кредитора к поручителю, исполнившему обязательство должника, происходит в силу закона (подп. 3 п. 1 ст. 387 ГК РФ). Таким образом, при исполнении поручителем обязательства должника у должника не возникает новое обязательство перед поручителем, а происходит замена кредитора в уже существующем обязательстве, т.е. право кредитора переходит к поручителю в порядке суброгации. В этой связи переход права требования к поручителю, исполнившему обеспеченное поручительством обязательство, не изменяет статуса данного требования с точки зрения его квалификации в соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве (п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве").
Таким образом, в результате исполнения обязательств должника к поручителю перешло реестровое требование.
В соответствии с п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, по общему правилу освобождается от дальнейшего исполнения реестровых требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина. Исполнивший обязательство поручитель, не заявивший о включении его требования в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве должника, не вправе предъявить свои требования к должнику после признания его банкротом и освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов (п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2024 г.).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации поручитель не может заявить требование к должнику, несмотря на то, что он исполнил обязательство перед банком.
В период рассмотрения дела о банкротстве, если требование банка было включено в реестр требований кредитора и поручитель до завершения дела о банкротстве исполнил требование, поручитель мог заявить о замене банка на поручителя в реестр требований кредиторов (подп. 3 п. 1 ст. 387 ГК РФ, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2023 г. N 26 "Об особенностях применения судами в делах о несостоятельности (банкротстве) норм о поручительстве"), при частичном исполнении обязательств должника - заявить требования с учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 того же постановления Пленума.
Если же требование банка не включалось в реестр, а банк предъявил требование только к поручителю, то поручитель, не заключивший договор о покрытии своих расходов, для защиты требования по основному обязательству, которое может в будущем перейти к нему на основании подп. 3 п. 1 ст. 387 ГК РФ, и резервирования денежных средств для проведения расчетов по такому требованию (п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве) вправе заявить его в деле о банкротстве должника (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2023 г. N 26 "Об особенностях применения судами в делах о несостоятельности (банкротстве) норм о поручительстве").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
15 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.