Отказ в возбуждении исполнительного производства в связи с неверной датой вступления решения суда в законную силу, указанной в исполнительном листе
Юридическим лицом в отдел судебных приставов-исполнителей был предъявлен исполнительный лист. В возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем было отказано. В постановлении было указано, что срок для предъявления исполнительного документа к исполнению истек.
Однако решение, на основании которого был выдан исполнительный лист, с учетом апелляционного обжалования вступило в законную силу 04.05.2021. Исполнительный документ был предъявлен 01.05.2024, то есть в установленный трехлетний срок.
При этом в исполнительном листе имеется опечатка, а именно указано, что судебный акт вступил в законную силу 09.10.2020 (с момента принятия решения судом общей юрисдикции первой инстанции). При предъявлении исполнительного документа Обществом были приложены судебные акты первой и второй инстанций. Кроме того, судебным приставом-исполнителем ранее было возбуждено исполнительное производство в отношении соответчика по данному спору.
Является ли законным отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства?
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) по общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, в том числе если истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами являются, в том числе исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
На основании ч. 1 ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.
Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление (ч. 4 ст. 428 ГПК РФ). По каждому решению выдается один исполнительный лист (ч. 1 ст. 429 ГПК РФ).
По общему правилу в исполнительном листе должна содержаться резолютивная часть решения суда, а также, помимо прочих сведений, дата вступления решения суда в законную силу.
Отметим, что бланки исполнительных листов являются бланками, подлежащими учету (п. 5 постановления Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов").
Как следует из п. 7.3 Инструкции об организации работы с бланками исполнительных листов в федеральных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 216 (далее - Инструкция), бланк исполнительного листа заполняется с использованием электронного шаблона исполнительного листа, предусмотренного в автоматизированной системе судебного делопроизводства.
После заполнения текстовой части исполнительного листа работник аппарата суда, ответственный за оформление исполнительного листа, проверяет содержание исполнительного листа на его соответствие судебному акту (п. 7.8 Инструкции).
Работником аппарата суда, ответственным за оформление исполнительного листа, подготовленный исполнительный лист передается судье для подписания и проставления гербовой печати. Кроме того, работник аппарата суда (судебного присутствия), ответственный за оформление исполнительного листа, несет персональную ответственность за надлежащее оформление исполнительного листа (пп. 7.10-7.11 Инструкции).
Отметим, что по общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 209 ГПК РФ, решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Таким образом, в случае апелляционного обжалования решения суда датой вступления его в законную силу будет являться дата вынесения апелляционным судом соответствующего определения. Поэтому в исполнительном листе, выданном по такому гражданскому делу, в качестве даты вступления судебного акта в законную силу должна быть указана дата вынесения апелляционного определения.
Вместе с тем, как следует из вопроса, в исполнительном листе указана дата вынесения решения судом первой инстанции. Несмотря на то, что взыскателем были представлении копии решений суда первой и апелляционной инстанции с отметкой о дате вступления в законную силу, судебным приставом-исполнителем было оказано в возбуждении исполнительного производства.
Отметим, что, возбуждая исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель, прежде всего, исходит из содержания исполнительного документа (ч. 1 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Поэтому именно исполнительный лист первичен при исчислении срока его предъявления для принудительного исполнения. При разрешении вопроса о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает лишь соответствие поступившего ему на исполнение исполнительного документа установленным законом формальным требованиям, в том числе наличие на нем отметки о вступлении в законную силу, и не наделен правом устанавливать правильность составления соответствующего исполнительного документа выдавшим его органом (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 12 сентября 2019 г. по делу N 33а-5259/2019).
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
При этом судебный пристав-исполнитель в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения (ч. 2 ст. 12 Закона N 118-ФЗ).
В судебной практике встречается мнение, что описка (ошибка) в исполнительном листе не является основанием для признания такого листа недействительным (смотрите апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 15 ноября 2023 г. по делу N 33а-6914/2023, определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2023 г. по делу N 8Г-37482/2022[88-3818/2023-(88-41184/2022)], решение Партизанского городского суда Приморского края от 14 мая 2024 г. по делу N 2а-737/2024).
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 121 Закона N 229-ФЗ, постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, допускается обжалование как в административном (подача жалобы), так и в судебном порядке (исковое заявление). Закон N 229-ФЗ не содержит запрета одновременного обжалования в порядке подчиненности и оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Однако согласно ч. 2 ст. 126 Закона N 229-ФЗ принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
При этом обжалование спорного постановления в порядке подчиненности до подачи соответствующей жалобы в суд не признается уважительной причиной пропуска срока. Учитывая ограниченный срок обжалования, полагаем, что взыскателю целесообразно обратиться с исковым заявлением в суд.
Жалоба подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе (ст. 122 Закона N 229-ФЗ).
Рекомендуем для ознакомления Примерную форму административного искового заявления о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Окончательное же решение по делу может быть вынесено только судом с учетом всех имеющихся обстоятельств по делу в их совокупности с учетом всех доказательств, предоставленных сторонами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
29 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.