Срок исковой давности при взыскании владельцем железнодорожных вагонов затрат на их очистку в связи с невыполнением грузополучателем обязанности по очистке вагонов после выгрузки
Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 1 Устава его положения регулируют отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Обязанность по очистке и промывке вагонов после выгрузки предусмотрена статьей 44 Устава, пунктом 11 Правил N 119, ответственность за нарушение грузополучателем требований к очистке вагонов установлена статьей 103 Устава.
Применяется ли специальный (годичный) срок исковой давности при рассмотрении искового заявления о взыскании расходов, связанных с очисткой и промывкой вагонов после выгрузки?
Сразу отметим, что единой позиции по этому вопросу в правоприменительной практике не сложилось.
В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Статьей 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
В судебной практике существует правовая позиция, в соответствии с которой к требованию владельца железнодорожных вагонов (цистерн) о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанности по очистке вагонов (цистерн), применим общий (трехлетний) срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Такой подход обосновывается тем, что истец не является стороной договора перевозки, заявляя требования как собственник вагонов-цистерн, требование вытекает не из договора перевозки груза, а из причинения ответчиком истцу ущерба, причиненных нарушением обязанностей, которые установлены ст. 44 Устава, Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов (утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 10.04.2013 N 119). При этом суды также ссылаются на позицию, изложенную в п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2022) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022, далее - Обзор N 1 (2022), согласно которой в случае, если требование о возмещении убытков возникло из обязательств вследствие причинения вреда, а не основано на договоре перевозки, то к нему применяется общий трехлетний срок исковой давности (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2024 N Ф02-564/24, постановление АС Дальневосточного округа от 26.01.2023 N Ф03-6667/22, постановление Четырнадцатого ААС от 15.03.2024 N 14АП-354/24, постановление Тринадцатого ААС от 14.02.2024 N 13АП-673/24, постановление Тринадцатого ААС от 19.05.2022 N 13АП-8332/22).
Нам представляется более обоснованным другой правовой подход, в рамках которого суды при рассмотрении требований о взыскании затрат на очистку вагонов применяют специальный (годичный) срок исковой давности, отмечая, что спорные правоотношения возникли при использовании вагонов истца в целях осуществления в них железнодорожной перевозки груза ответчику, то есть именно в связи с перевозкой, а не при каких-либо иных обстоятельствах, при которых имуществу истца причинены повреждения. В этой связи суды также обращают внимание, что в соответствии с существующей в правоприменительной практике позицией (п. 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) права оператора подвижного состава при задержке вагонов под погрузкой или выгрузкой не отличаются от прав перевозчика, соответственно, в правоотношениях, связанных возвратом вагонов в надлежащем состоянии, к сторонам указанных отношений применяется специальное регулирование, а следовательно, специальные сроки исковой давности (смотрите постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.07.2024 N Ф04-2143/24, постановление АС Северо-Западного округа от 27.06.2024 N Ф07-7583/24, постановление АС Уральского округа от 16.02.2024 N Ф09-9073/23, постановление Восьмого ААС от 31.08.2023 N 08АП-6756/23, решение АС Томской области от 16.07.2024 по делу N А67-1542/2024, решение АС Свердловской области от 12.07.2024 по делу N А60-68865/2023, решение АС Курганской области от 22.03.2024 по делу N А34-5153/2023).
Как отмечено в п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30, иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков. При определении правоотношений, по которым иски должны предъявляться в указанные сроки исковой давности, необходимо руководствоваться положениями ст. 120 Устава.
В свою очередь, ст. 120 Устава указывает на наличие у грузополучателя или грузоотправителя права обратиться с претензией к перевозчику в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров.
Однако правом на возмещение соответствующих затрат, как уже отмечено, обладает и владелец железнодорожных вагонов по отношению, в частности, к грузополучателю.
Что касается позиции, которая изложена в п. 22 Обзора N 1 (2022), то приведенный в этом пункте вывод касается спора о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вне связи с перевозкой грузов. Обстоятельства этого спора отличаются от рассматриваемой ситуации, в связи с чем данная позиция, как мы полагаем, к нашему случаю не применима.
Таким образом, с нашей точки зрения, при рассмотрении упомянутого в вопросе искового требования должен применяться специальный (сокращенный) срок исковой давности, равный одному году.
Подчеркнем, что этот вывод является нашим экспертным мнением, которое может не совпасть с выводом суда в конкретной спорной ситуации, в особенности учитывая отсутствие единого правового подхода к определению срока исковой давности в таких спорах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
25 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.