Работник, направленный в командировку, в нерабочее время получил травму, составлен акт расследования несчастного случая и акт формы Н-1. Может ли работодатель обжаловать данные акты? Срок обжалования будет три месяца? Какова подсудность, если командирован в г. Новгород, а работодатель в г. Москве?
Работник, направленный в командировку, в нерабочее время получил травму. Были составлены акт расследования несчастного случая и акт формы Н-1.
Может ли работодатель обжаловать данные акты? Верно ли, что срок обжалования будет три месяца? Какова подсудность, если сотрудник командирован в г. Великий Новгород, а работодатель находится в г. Москве?
В соответствии с частью третьей ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, - повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, при следовании к месту служебной командировки и обратно, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя.
Указанный порядок распространяется в том числе и на несчастные случаи, произошедшие с работниками в период командировки, но в нерабочее время (смотрите, например, вопрос-ответ специалистов Роструда).
Таким образом, события, в результате которых работник в период командировки получил травму, подлежат расследованию работодателем как несчастный случай.
По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав РФ (часть первая ст. 230 ТК РФ).
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и (или) иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования безопасности в соответствующей сфере деятельности. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве (часть четвертая ст. 230 ТК РФ).
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати) (часть пятая ст. 230 ТК РФ).
В соответствии со ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев рассматриваются Рострудом и его территориальными органами (ГИТ), решения которых могут быть обжалованы в суд (ст. 231 ТК РФ). При этом предусмотренный ст. 231 ТК РФ досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным (смотрите определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 11.04.2023 по делу N 33-2039/2023, определение Иркутского областного суда от 06.12.2021 по делу N 33-9490/2021).
В силу положений части первой ст. 381, ст. 382 ТК РФ споры, связанные с расследованием и оформлением актов о несчастных случаях на производстве, в том числе споры о признании не соответствующими действительности содержания акта о несчастном случае на производстве в какой-либо части, относятся к индивидуальным трудовым спорам, подлежащими рассмотрению органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности судом (кассационное определение СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 по делу N 8а-1032/2023[88а-3886/2023]).
Вопрос о том, кто вправе оспаривать в суде акт о несчастном случае на производстве, однозначно в законе не решен. Так, некоторые суды полагают, что исключительное право обжалования акта о несчастном случае на производстве предоставлено только работнику, но не работодателю (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 13.03.2012 по делу N 33-1022/2012). Другие же судебные органы считают, что перечень лиц, наделенных правом обжаловать содержание акта о несчастном случае, не является исчерпывающим (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 03.06.2011 по делу N 33-5963), апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.04.2023 по делу N 33-4242/2023). Вторая позиция представляется нам более взвешенной, поскольку позволяет защитить свои права всем лицам, права и законные интересы которых затрагиваются составлением акта о несчастном случае на производстве, в том числе и работодателю.
Специальные сроки для обращения в суд за оспариванием результатов расследования несчастного случая на производстве законом не установлены.
Согласно части первой статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 данного Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Для работодателя трудовым законодательством предусмотрен единственный срок для обращения в суд - годичный срок для взыскания с работника причиненного ущерба (часть четвертая ст. 392 ТК РФ). В то же время представляется, что работодатель не может быть лишен права на обжалование акта о несчастном случае на производстве только по причине отсутствия в законодательстве специально прописанного срока и/или права на такое обжалование. Поэтому, по нашему мнению, в этой ситуации возможно использовать срок, аналогичный сроку для обращения в суд в такой ситуации для второй стороны трудового правоотношения - работника, то есть трехмесячный. К сожалению, судебной практики или официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Обращаем внимание, что некоторые суды полагают, что на требования об оспаривании акта о несчастном случае, предъявленные работником, срок исковой давности не распространяется, поскольку на основании такого акта у него возникает право на возмещение вреда здоровью, а на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность согласно ст. 208 ГК РФ не распространяется (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2022 по делу N 8Г-1239/2022[88-3665/2022]). В то же время в любом случае на иски об оспаривании актов о несчастном случае, подаваемые работодателями, данную логику распространить нельзя.
Дела по спорам, возникшим из трудовых отношений, подсудны судам общей юрисдикции, рассмотрением трудовых споров в качестве суда первой инстанции занимаются районные суды (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 24 ГПК РФ, ст. 382, 391 ТК РФ).
По общему правилу, установленному ст. 28 ГПК РФ, иски о восстановлении нарушенного права подаются в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
Иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться в суд по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по адресу ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
Часть 9 ст. 29 ГПК РФ устанавливает, что иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Таким образом, по индивидуальным трудовым спорам истцы (включая работодателей) вправе обращаться в суд как по общим правилам подсудности (ст. 28 ГПК РФ), так и в суд по выбору истца - по месту нахождения филиала или представительства организации-ответчика (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ), по месту жительства истца (ч. 6.3 ст. 29 ГПК РФ) или по месту исполнения трудового договора, в котором указано место его исполнения (ч. 9 ст. 29 ГПК). Место, где произошел несчастный случай, в данном случае значения не имеет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
22 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.