Необходимость пересчета Платы за НВОС в случае, когда Программа повышения экологической эффективности оказалась неэффективной
В соответствии с письмом Минприроды России от 11.06.2021 N 19-44/16827 установлено: на период реализации указанными организациями программ повышения экологической эффективности или планов по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (в отношении веществ как относящихся, так и не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов) вместо коэффициентов 25 и 100 применяется дополнительный коэффициент Кво, равный (в таком случае) 1.
Есть ли судебная практика для случаев, когда программа повышения экологической эффективности оказалась неэффективной, в результате чего у предприятия при сбросе сточных вод превышена масса загрязняющих веществ, установленных временно согласованными сбросами, и при исчислении платы (либо доначислена плата за НВОС) с применением коэффициентов 25 и 100?
Законно ли применение в данном случае повышающего коэффициента 25 и 100 при расчете платы за НВОС в результате сброса сточных вод объектом первой категории?
В случае отсутствия запланированных Планом ООС или Программой ПЭЭ результатов внижения выбросов/сбросов за весь период применения Квр 25 (или Квр 1) Плата за НВОС пересчитывается без учета наличия временных разрешенных сбросов/выбросов, т.е. с применением Кпр 100*(1).
В т.ч. и организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов (далее - организации ВКХ), которые в силу п. 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ на период реализации Плана ООС или Программы ПЭЭ при исчислении платы за НВОС при сбросах ЗВ в отношении всей массы сбросов ЗВ вместо коэффициента 25 применяют коэффициент 1.
Соответственно, и организации ВКХ в таком случае пересчитывают Платы за НВОС с применением Кпр 100 (нет оснований для применения Квр 25 в период реализации неэффективных Плана ООС или Программы ПЭЭ). При этом, по нашему мнению, данные выводы относятся как к 1 категории объекта НВОС, так и ко 2-й.
Немногочисленные примеры судебной практики подтверждают данный вывод:
1. Смотрите решения по делу N А53-45859/2022 (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.01.2024 N Ф08-12509/23 по делу N А53-45859/2022, Постановление Пятнадцатого ААС от 05.10.2023 N 15АП-13210/23 по делу N А53-45859/2022, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 мая 2024 г. N 308-ЭС24-5438 по делу N А53-45859/2022 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации):
Материалами дела подтверждено, что в связи с наличием у общества Плана снижения сбросов (программы повышения экологической эффективности), которым предусмотрены показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду ... обществу предоставлено разрешение N С-08/06-Л от 13.04.2020 года на временно разрешенные сбросы, превышающие установленные нормативные значения.
В декларации за 2020 год общество произвело исчисление платы в пределах временно разрешенных сбросов.
Между тем в результате проведенного контроля представленных сведений установлено, что определенные Планом снижения сбросов (программой повышения экологической эффективности) снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий, - не достигнуты.
Управление Росприроднадзора в сообщении от 12.11.2021 уведомило общество об установлении нарушения выполнения им мероприятий, предусмотренных планом снижения сбросов на 2015-2021 годы, о проведенном анализе динамики изменения концентраций загрязняющих веществ и недостижении экологического эффекта, в связи с чем управление Росприроднадзора предложило обществу представить уточненную декларацию с применением коэффициента 100 в отношении позиций по превышению нормативов допустимых сборов.
Суды учли, что законодатель предусмотрел возможность превышения нормативов сбросов только при условии исполнения субъектом экологических программ. При нарушении условий, предусмотренных данными программами, субъект лишается возможности использовать в расчетах временно разрешенные лимиты, а также учитывать при исчислении платы затраты на модернизацию. При этом размер платы в зависимости от категории объекта увеличивается либо в 100, либо в 25 раз (для размещения отходов).
Суды, установив, что общество не обеспечило исполнение Плана снижения сбросов в водный объект р. Дон, посчитали правомерным начисление платы за сбросы в пределах временно разрешенных сбросов в соответствии с пунктом 9 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, пункта 23 Правил N 255 с применением коэффициента 100.
2. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2023 г. по делу N А19-10984/2022:
МУП "КОС БМО" разработало план снижения сбросов на период 2017-2021 годы, однако, из представленного отчета о выполнении плана снижения сбросов, реконструкция очистных сооружений не осуществлялась, снижение концентрации по загрязняющим веществам не достигнуто.
... следовательно, произведенный истцом расчет платы за НВОС с применением повышающего коэффициента - 100.
3. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2023 года по делу N А19-13991/2022, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2023 г. N 04АП-2674/23 по делу N А19-13991/2022:
Как следует из пояснений истца и не оспаривается ответчиком, установленные планом показатели снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты предприятием в установленный Планом срок не достигнуты; срок реализации плана, разработанного на период с 2014 по 2020 годы, истек и в силу правил пункт 7 статьи 67.1 Закона об охране окружающей среды продлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание факт окончания действия Плана снижения сбросов загрязняющих веществ на период с 2014 по 2020 годы и установленный факт недостижения предприятием планируемых показателей сбросов на дату окончания действия названного плана, на основании правил пункт 9 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, суд находит правомерным произведенный Управлением расчет платы за НВОС на 2020 год с применением повышающего коэффициента 100.
При этом суды указывали, что пересчет Платы за НВОС с применением Кпр 100 возможен не ранее чем через 6 мес. с даты срока реализации всего Плана ООС или Программы ПЭЭ, если в них не были выделены отдельные этапы. Смотрите:
1. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29 мая 2024 г. по делу N А43-38179/2023:
- из материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, срок исполнения которых истекал бы 31.12.2022, и эффективность которых могла быть проверена на дату выставления истцом ответчику требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 07.11.2023.
Таким образом, учитывая период реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020-2026 гг., эффективность указанных мероприятий, как основание для проведения перерасчета платы за негативное воздействие в соответствии с пунктом 23 Правил N 255, подлежит оценке не ранее 30.06.2026.
2. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2024 г. N 01АП-2214/24 по делу N А43-26897/2023:
Обществу согласован План снижения сбросов на период 2020-2026 годы, который не содержит отдельных этапов реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, завершение которых обуславливает достижение экологического эффекта. Снижение показателей загрязняющих веществ указано с привязкой к сроку реализации мероприятия - 2020-2026 годы.
... в силу положений пункта 23 Правил N 255 и периода реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020-2026 годы, установленного без выделения отдельных этапов реализации соответствующих мероприятий, факт неэффективности мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов, может быть установлен не ранее истечения 2026 года.
3. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29 декабря 2022 г. по делу N А43-31014/2022, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2023 г. N 01АП-1149/23 по делу N А43-31014/2022, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2023 г. N Ф01-4014/23 по делу N А43-31014/2022.
Согласно отчету Общества "О ходе выполнения плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы за 2019 год" не удалось достичь снижения показателей по веществам: азот аммонийный, фосфаты (по Р), нитрит-анион до уровня, заложенного Планом снижения сбросов на период с 01.01.2014 по 31.12.2019.
Обществу вменяется неэффективность мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов на период с 01.01.2014 по 31.12.2019, соответственно, факт несоблюдения снижения мог быть установлен не позднее 30.06.2020. В настоящем случае проверка проводилась в период с 01.03.2021 по 29.03.2021. Следовательно, установленные в ходе проверки обстоятельства не могут являться основанием для применения пункта 23 Правил N 255.
Из заявления усматривается, и представитель Управления в заседании суда апелляционной инстанции подтвердил, что основанием для взыскания платы за 2020 год также является пересчёт, произведённый на основании пункта 23 Правил N 255.
Между тем ни из заявления, ни из иных материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", срок исполнения которых истекал бы 31.12.2020 и эффективность которых могла быть проверена в ходе проверки, проведённой в период с 01.03.2021 по 29.03.2021.
Таким образом, Управление не доказало наличие оснований для пересчёта исчисленной Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, наличие задолженности, за взысканием которой обратилось с настоящим требованием.
При этом факт достижения или недостижения запланированных Планом ООС или Программой ПЭЭ результатов подтверждается ежегодными Отчетами о выполнении плана снижения НВОС. Смотрите, например, Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30 октября 2023 г. по делу N А14-15290/2023:
Доказательств выполнения плана снижения сбросов на период с 2016 по 2022 годы с учетом доводов истца и обстоятельств, установленных судами по ранее рассмотренным делам (вступившие в законную силу решение Левобережного районного суда города Воронежа от 27.09.2021 по делу N 2-2413/2021, решения Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2021 по делу N А14-20586/2019, от 06.06.2022 по делу N А14-16056/2020, от 12.04.2023 по делу N А14-8525), либо доказательств в подтверждение иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшения взыскиваемой платы или о недостоверности произведенного истцом расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение твердых коммунальных отходов за 2021 год с учетом положений статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды и пунктов 24-28 Правил N 255, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65, 69 АПК РФ).
Как указал истец и не опроверг ответчик, последним не было представлено по итогам 2021 года в Управление Росприроднадзора отчета о выполнении плана снижения сбросов в целях применения понижающих коэффициентов в соответствии со статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды.
С учетом выявленных нарушений и отсутствия разрешительной документации Управлением Росприроднадзора при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в отношении ООО "ЛОС" применены повышающие коэффициенты в размере 100 по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и в размере 25 по плате за размещение твердых коммунальных отходов".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
17 июня 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
В целях стимулирования к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) при исчислении платы к ставкам такой платы применяются коэффициенты, предусмотренные п. 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ, в частности (для сбросов):
- Кнд, равный 1 - в отношении массы (объема) загрязняющих веществ (ЗВ) в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (НДВ, НДС), или 0 - в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) на объекте, оказывающем НВОС (Кндт);
- Кпр, равный 100 - за сверхнормативные сбросы (объем или массу ЗВ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу);
- Квр, равный 25 - за объем или массу ЗВ в пределах временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Статьей 23.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что временно разрешенные сбросы, выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения НДВ, НДС, технологических нормативов при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ (далее - План ООС, Программа ПЭЭ).
Таким образом, в общем случае за массу (объем) ЗВ, превышающие установленные нормативы, Плата за НВОС исчисляется с коэффициентом Кпр 100 (по формуле из п. 33 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881; до сентября 2023 года - по формуле из п. 21 ранее действующих Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 (указанные ниже примеры судебной практики учитывают положения Правил N 255, которые в данном вопросе аналогичны Правилам N 881, поэтому нормы ранее действующих Правил N 255 здесь также приведены).
Если же имеется План ООС или Программа ПЭЭ и, соответственно, установлены временно разрешенные выбросы/сбросы, то вместо Кпр 100 применяется Квр 25 и плата рассчитывается по формуле из п. 31 Правил N 881 (формуле, указанной в пункте 19 Правил N 255).
При этом организации, эксплуатирующие ЦСВ поселений или городских округов (далее - организации ВКХ) в силу п. 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ на период реализации Плана ООС или Программы ПЭЭ, при исчислении платы за НВОС при сбросах ЗВ в отношении всей массы сбросов ЗВ вместо Квр 25 применяют коэффициент 1.
Пунктом 9 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ (действует с 1 января 2020 г.) установлено, что в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных Планом или Программой, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.
Аналогичное правило установлено п. 41 Правил (ранее содержалось в пункта 23 Правил N 255):
В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы за негативное воздействие, плата за негативное воздействие за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 45 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 33 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (в пункте 23 Правил N 255 было указано, что в таком случае плата подлежит пересчету по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил).
Таким образом, в случае отсутствия запланированных Планом ООС или Программой ПЭЭ результатов внижения выбросов/сбросов за весь период применения Квр 25 Плата за НВОС пересчитывается без учета временных разрешенных сбросов/выбросов, т.е. с применением Кпр 100.