Ответственность субподрядчика за отказ выполнять работы по цене, согласованной в договоре с генеральным подрядчиком
Между генподрядчиком и субподрядчиком заключен договор на производство работ по вырубке ДКР ((деревья, подлесок, кустарник) на трассах. Субподрядчик начал работы, сделал несколько объектов, остался один объект, работу хочет приостановить. Субподрядчик отправил письмо генподрядчику и прилагает калькуляцию с новыми расценками. Также субподрядчик просит о том, чтобы в случае несогласования данной калькуляции расторгнуть договор и освободить от договорных обязательств. Генподрядчик изменять калькуляцию не будет. Договор был подписан со стороны субподрядчика. Сейчас он имеет право отказываться работать? В договоре есть пункты, которые гласят: "1) Санкции за неисполнение обязательств по договору и убытки могут быть взысканы сторонами на основании решения суда либо после признания другой стороной выставленной ей претензии и счета на оплату. 2) Кроме санкций за неисполнение обязательств по договору, виновная сторона возмещает другой стороне все непокрытые неустойкой убытки в размере реального ущерба. В том числе, если невыполнение обязательств по настоящему договору одной из сторон влечет невыполнение другой стороной своих обязательств по отношению к третьим лицам, что, соответственно, приносит ей убытки, первая сторона возмещает второй стороне возникшие убытки в части реального ущерба". Цена объекта составляет 1 131 854 рублей, в котором субподрядчик отказывается работать. Генподрядчик должен отправить претензию субподрядчику или совершать другие действия? Какие суммы должны взыскать с субподрядчика? Что входит в санкции? Они должны были сделать объект с 01.05.2024 по 31.05.2024. Как посчитать неустойку? И еще какие-то санкции в отношении субподрядчика принять возможно?
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ одностороннее изменение обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 310 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных не только ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами, но и договором.
Положениями п. 1 ст. 709 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 названного Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
Нормой п. 4 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В силу п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Однако при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.
Анализ положений п. 1 ст. 451 ГК РФ показывает, что по предусмотренному ею основанию договор может быть расторгнут в связи с существенным изменением обстоятельств. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 1074/10 по делу N А40-90259/08-28-767, изменение обстоятельств признается существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения. Инфляционные процессы, изменение курса валют, например, не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могут исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.
Совокупность приведенных норм и разъяснений показывает, что они не предоставляют подрядчику права в одностороннем порядке изменять цену договора, если она является твердой. Он лишь может требовать от заказчика заключить соглашение об увеличении такой цены и только в тех случаях, когда произошло существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставляемых подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг. При отказе заказчика это сделать он может лишь требовать расторжения договора в судебном порядке (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
При этом критерий существенности изменения для подрядчика стоимости оборудования, материалов, услуг является оценочным, то есть подлежит установлению судом в каждом отдельно взятом деле и доказыванию подрядчиком.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации генеральный подрядчик не обязан соглашаться с изменением цены договора, предложенной субподрядчиком, за исключением случаев, когда возможность одностороннего изменения такой цены со стороны субподрядчика напрямую предусмотрена договором, и вправе требовать от субподрядчика выполнения им предусмотренных договором работ по согласованной в нем цене. Соответствующее требование рекомендуется заявить в ответе на письмо субподрядчика, однако это не является обязательным.
Относительно санкций отметим, что нормы о договоре подряда не содержат каких-либо специальных норм об ответственности подрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение его обязанностей, в том числе не предусматривают возможности взыскания законной неустойки (ст. 332 ГК РФ).
Соответственно, если неустойка или иные финансовые санкции по отношению к субподрядчику напрямую не предусмотрены указанным в вопросе договором, генеральный подрядчик может взыскать с него лишь сумму убытков, причиненных ему неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора, поскольку ответственность в указанной форме является общей для всех случаев нарушения обязательства его сторонами (ст. 15, ст. 393 ГК РФ). При этом убытки складываются из реального ущерба, под которым понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества, а упущенной выгодой являются неполученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Однако напомним, что согласно разъяснениям, данным в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для взыскания убытков генеральный подрядчик должен будет представить доказательства, подтверждающие реальное наличие у него этих убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства субподрядчиком и возникновением названных убытков. Субподрядчик же будет вправе предъявить возражения относительно размера причиненных генподрядчику убытков, и представить доказательства, что последний мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В том же случае, если указанным в вопросе договором предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиком, то при ее расчете следует руководствоваться тем порядком ее исчисления, который установлен договором, то есть именно из договора должно следовать в каком размере и от какой именно суммы должен производиться ее расчет (п. 1 ст. 330 и п. 1 ст. 331 ГК РФ)*(1). В этом случае убытки могут быть взысканы лишь в части, превышающей начисленную неустойку, поскольку данное правило установлено законом и не изменено договором (п. 1 ст. 394 ГК РФ).
В заключение отметим, что при предъявлении генеральным подрядчиком к субподрядчику денежных требований перед обращением в суд такие требования должны быть предъявлены к субподрядчику в претензионном порядке, причем иск в суд может быть подан по истечении 30 дней с даты ее направления (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
28 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что в рамках оказания услуги Правового консалтинга эксперты лишены возможности проводить правовую экспертизу договоров и иных документов.