Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Порядок обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившееся в невынесении постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа

Порядок обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившееся в невынесении постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа

Судебные приставы по решению суда возбудили исполнительное производство (ИП). Со счета в банке списали сумму долга, но ИП не прекратили. Через Госуслуги было подано заявление с требованием прекратить ИП. Судебные приставы на заявление ответили отказом.
Можно ли требовать прекращения ИП через суд?

Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих исполнение должником исполнительного документа, у судебного пристава-исполнителя возникают правовые основания для вынесения соответствующего постановления об окончании исполнительного производства.

Отметим, что Законом об исполнительном производстве не установлен срок для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем надлежит руководствоваться критерием разумности данного срока применительно к обстоятельствам конкретного спора.

Суды, как правило, при рассмотрении споров по обжалованию бездействия СПИ, выразившегося в невынесении постановления об окончании исполнительного производства, для расчета срока на выполнение такого действия применяют сроки, установленные статьей 64.1 Закона об исполнительном производстве" (то есть в трехдневный срок) (смотрите, напр., Решение Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 22 октября 2013 г. по делу N 2-442/2013, Решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 14 марта 2017 г. по делу N 2а-4850/2017).

При невыполнении требования закона об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде (ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (п. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве, жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается на бумажном носителе или в форме электронного документа. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В жалобе должны быть указаны (п. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве):

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются, или наименование, дата и номер обжалуемого постановления Федеральной службы судебных приставов;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) основания, по которым обжалуется постановление Федеральной службы судебных приставов, а также постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления (п. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).

Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве).

Оспаривание бездействия судебного пристава-исполнителя осуществляется посредством подачи в суд административного иска в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ (ст. 360 КАС РФ).

Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п. 11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", далее - Постановление N 50)

Как следует из разъяснений Пленума ВС РФ (п. 16 Постановление N 50), при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, часть 2 статьи 329 АПК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Борисов А.Н. Обжалование и оспаривание постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов (практические рекомендации с формами документов). - "Деловой двор", 2020 г.;

- Заявление об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (Книга Куницына А.Р. Образцы заявлений и жалоб в суд. Комментарии законодательства. Судебная практика: практическое пособие. - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.);

- Примерная форма жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

- Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

- п. 8-16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства";

- Решение Одинцовского городского суда Московской области от 09 сентября 2021 г. по делу N 2а-8607/2021.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалёва Нина

Ответ прошел контроль качества

28 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.