Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Включение в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора в рамках Закона N 223-ФЗ. Повторная закупка

Включение в РНП при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора в рамках Закона N 223-ФЗ. Повторная закупка

Договор с поставщиком планируется расторгнуть в связи с односторонним отказом заказчика.
Необходимо ли для проведения новой закупки ждать включения поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков? Какой способ закупки можно выбрать для осуществления закупки повторно?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Типовое положение заказчика и положения Закона N 223-ФЗ не предусматривают порядка, при котором заключение договора в случае отказа заказчика от исполнения первого договора возможно только после включения сведений о поставщике в РНП. Заказчик вправе провести повторную закупку, в том числе закупку у единственного поставщика, с соблюдением требований положения о закупке.

Обоснование вывода:

Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в РНП включаются сведения:

- об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;

- о поставщиках, исполнителях, подрядчиках (далее - контрагенты), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров;

- о контрагентах, договоры с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими контрагентами договоров. В п. 1 письма ФАС России от 20.01.2023 N МШ/3488/23 отмечено, что на иных заказчиков указанное положение ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ не распространяется. Отметим, что в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев включения сведений об участниках закупок или контрагентах в РНП. Следовательно, в любых других ситуациях сведения в РНП заказчиком не направляются.

Как видно, случай одностороннего отказа заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора поставки не является основанием для включения в РНП сведений о поставщике. Таким образом, для включения в РНП сведений в отношении участника договор в рассматриваемой ситуации должен быть расторгнут по решению суда.

В свою очередь, напомним о том, что если заказчик пойдет по пути необходимости включения в РНП, то соблюдение требования об обязательном соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора о расторжении договора, установленного п. 2 ст. 452 ГК РФ, обязательно. В соответствии с этой нормой требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только после соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора (п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18, определение Мосгорсуда от 30.08.2021 N 33-23559/2021). Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного п. 2 ст. 452 ГК РФ предполагает в том числе ответ на предложение контрагента. Альтернативного процессуального алгоритма закон не предусматривает (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 N 09АП-80919/22 по делу N А40-157506/2022, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 N Ф05-7918/23, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 N 13АП-12135/22 по делу N А56-41566/2021; постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 N 19АП-2010/19, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2015 N 07АП-7672/15).

По результатам рассмотрения представленной заказчиком информации антимонопольный орган принимает решение о включении либо об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП (заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29.01.2021 N 011/10/5-44/2021, приказ Федеральной антимонопольной службы от 02.11.2020 N 1063/20, решение Федеральной антимонопольной службы от 06.05.2016 N 17/31688/16). Соответственно, окончательное решение принимает антимонопольный орган исходя прежде всего из оценки поведения поставщика и наличия в его поведении признаков недобросовестности.

Что касается вопроса проведения повторной закупки после расторжения договора, то отметим, что при осуществлении закупочной деятельности заказчик руководствуется принятым им положением о закупке (чч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Поэтому заказчик, применяющий при осуществлении закупок правила Закона N 223-ФЗ, вправе заключить новый договор в порядке, определенном положением о закупке (смотрите приказ Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 7 декабря 2020 г. N 01/06-883 "Об утверждении типового правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об определении перечня бюджетных, автономных учреждений Чувашской Республики и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, для которых применение такого типового правового акта является обязательным при утверждении ими правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или внесении в него изменений", далее - Типовое положение).

Ни нормы Закона N 223-ФЗ*(1), ни указанное Типовое положение не предусматривают порядка, при котором заключение договора в случае отказа заказчика от исполнения первого договора возможно только после включения сведений о поставщике в РНП. Кроме того, как мы указали выше, в данном случае сведения о поставщике в РНП в принципе не включаются, поскольку речь идет не о расторжении договора через суд. Соответственно, заказчик вправе провести повторную закупку, в том числе закупку у единственного поставщика, с соблюдением требований положения о закупке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

27 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Указанный порядок предусматривает Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт со "следующим" участником конкурентной закупки - при согласии последнего (далее - замещающий контракт) - в случае расторжения контракта с победителем такой закупки по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, то есть фактически на любом основании: и по решению суда, и по соглашению сторон, и при одностороннем отказе как заказчика, так и контрагента от исполнения контракта. Однако при расторжении контракта вследствие отказа заказчика от его исполнения контракт может быть заключен не во всех случаях, а только если информация о контрагенте, контракт с которым расторгнут, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо (с 9 мая 2023 года) если решение об отказе в таком включении обосновано тем, что ненадлежащее исполнение контрагентом условий контракта обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы.