Новости и аналитика Правовые консультации Судебные решения Суть процедуры банкротства ООО по заявлению самого общества, риски директора и участников

Суть процедуры банкротства ООО по заявлению самого общества, риски директора и участников

Какова суть процедуры банкротства ООО по заявлению самого общества? Каковы риски директора и участников?

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) предусматривает две ситуации, когда должник может подать заявление о признании его банкротом (заявление должника): добровольная подача заявления и обязательная:

- должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона о банкротстве);

- руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в ситуациях, указанных в ст. 9 Закона о банкротстве. Неисполнение или несвоевременное исполнение этой обязанности является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам должника, возникшим после истечения срока на подачу заявления должника (ст. 61.12 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Подача должником - юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника), Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность руководителя и иных лиц за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника при банкротстве).

О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении о принятии заявления суд указывает дату судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, которое проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 2 и абзац второй п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве):

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве (смотрите подробнее Энциклопедия решений. Рассмотрение судом обоснованности заявления о признании должника банкротом

При признании судом заявления о признании должника банкротом обоснованным суд вводит процедуру наблюдения. Эта процедура применяется в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника внешним управляющим, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2, п. 3 ст. 48, ст. 49 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Первое собрание кредиторов должника-юридического лица).

Все обязательства должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, делятся на текущие (возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом) и так называемые "реестровые" (возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом) (ст. 5 Закона о банкротстве). Текущие обязательства исполняются в обычном порядке с соблюдением установленной законом очередности (ст. 5, п. 2 ст. 134 Закона о банкротств, смотрите также Энциклопедия решений. Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в конкурсном производстве и при недостаточности у должника-юридического лица денежных средств в иных процедурах банкротства).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по реестровым обязательствам могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного ст. 71 Закона о банкротстве. Для целей участия в первом собрании должника - юридического лица кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве). Срок исчисляется с даты опубликования сведений о введении соответствующей процедуры банкротства в газете "Коммерсантъ (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве, распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р).

В процедуре наблюдения на должника накладываются ограничения, установленные ст. 64 Закона о банкротстве. Иные последствия введения наблюдения определены статьей 63 Закона о банкротстве.

Как мы уже указали, в процедуре наблюдения временным управляющим, назначенным судом, проводится финансовый анализ состояния должника (смотрите подробнее Энциклопедия решений. Анализ финансового состояния должника), проводится первое собрание кредиторов должника, которое собирается с целью определения дальнейшей судьбы должника, в частности, о том какая процедура банкротства будет вводиться следующей. При введении наблюдения суд указывает в определении суда дату, к которой временный управляющий должен предоставить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве). Как показывает анализ судебной практики, обычно процедура наблюдения вводится на срок от пяти до семи месяцев.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве).

Реестровые требования кредиторов, не заявленные в процедуре наблюдения, могут быть заявлены в последующих процедурах. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 2 и п.4 ст. 142 Закона о банкротстве). Рассмотрение судом требований кредиторов, заявленных в иных, кроме наблюдения, процедурах банкротства, осуществляется в порядке, установленном ст. 100 Закона о банкротстве.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В этой процедуре расчеты с конкурсными кредиторами должника проводятся в соответствии с графиком погашения задолженности, утвержденным судом (ст. 84 Закона о банкротстве). Также обязательства должника могут быть исполнены учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 85.1 Закона о банкротстве). Последствия введения финансового оздоровления установлены ст. 81 Закона о банкротстве.

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В этой процедуре реализуется план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника (ст. 106 Закона о банкротстве). Если в ходе этой процедуры восстанавливается платёжеспособность должника, то проводятся расчеты с кредиторами (п. 6 ст. 119, ст. 120 Закона о банкротстве). Также обязательства должника могут быть исполнены учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами (ст. 113 Закона о банкротстве). В этой процедуре прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве), иные последствия введения внешнего управления установлены ст. 94 Закона о банкротстве.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В этой процедуре реализуется имущество должника в порядке, утвержденном собранием кредиторов, и за счет вырученных средств проводятся расчеты с конкурсными кредиторами в установленной очередности (ст. 134 Закона о банкротстве). Она вводится, если восстановление платежеспособности должника не представляется возможной. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника (п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве), иные последствия открытия конкурсного производства установлены ст. 126 Закона о банкротстве.

После завершения расчетов с кредиторами в процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 147, п. 1 ст. 149 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 и п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).

В ходе любой процедуры возможно заключение мирового соглашения (ст. 150 Закона о банкротстве), при его утверждении судом дело о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Этот срок может быть продлен (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках"). На практике дела о банкротстве могут рассматриваться по несколько лет.

Рассмотрение дела о банкротстве возможно только при наличии у должника средств на финансирование этих процедур. В отсутствие у него таких средств суд может предложить профинансировать процедуры конкурсным кредиторам, при их несогласии дело о банкротстве будет прекращено (абзац восьмой п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 61.11 Закона о банкротстве контролирующие лица должника могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. Привлечение к субсидиарной ответственности по данному основанию возможно, если установлена вина контролирующего должника лица в невозможности полного расчета с кредиторами. Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов (п. 10 ст. 61.11 Закона о банкротстве). Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно (п. 8 ст. 61.11 Закона о банкротстве). Требование о субсидиарной ответственности контролирующих лиц рассматривается в деле о банкротстве (ст. 61.16 Закона о банкротстве).

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Презюмируется, что контролирующими лицами ООО являются в том числе его директор и участник с долей участия более 50% (ст. 61.10 Закона о банкротстве, смотрите подробнее Энциклопедия решений. Субсидиарная ответственность руководителя и иных контролирующих должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов при банкротстве, Энциклопедия решений. Контролирующее лицо должника при банкротстве).

В том случае, когда причиненный контролирующими лицами, указанными в ст. 53.1 ГК РФ, вред исходя из разумных ожиданий не должен был привести к объективному банкротству должника, такие лица обязаны компенсировать возникшие по их вине убытки в размере, определяемом по правилам ст. 15, 393 ГК РФ. При недоказанности оснований привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности противоправного поведения контролирующего лица, влекущего иную ответственность, в том числе установленную ст. 53.1 ГК РФ, суд принимает решение о возмещении таким контролирующим лицом убытков (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", смотрите подробнее Энциклопедия решений. Взыскание убытков при банкротстве с руководителя должника, членов его органов управления, лиц, определяющих его действия).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

3 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.