Какой срок удовлетворения требований потребителя необходимо указать в претензии о возмещении утраченного заработка, морального вреда и расходов на лечение?
В претензии о компенсации утраченного заработка, морального вреда и расходов на лечение после травмы, полученной при падении на скользком полу в торговом центре, срок необходимо устанавливать в 10 дней, чтобы в случае неудовлетворения взыскать штраф?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Потребитель вправе направить в адрес торгового центра претензию о компенсации утраченного заработка, морального вреда и расходов на лечение либо без указания срока удовлетворения требований со стороны торгового центра, либо установить разумный срок для удовлетворения требований.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что возникновение обязательства, вытекающего из деликта, не исключает возможности квалификации правоотношений сторон как правоотношений потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя). Указанное означает, что к отношениям, возникшим между потребителем и администрацией торгового центра, где потребитель получил травму, применяется положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), что не исключает применение мер ответственности за нарушение прав потребителя (в связи с этим смотрите Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2023 г. N 66-КГПР22-15-К8).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
При этом, как указано в абзаце десятом преамбулы этого же закона, под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
В силу абзаца 3 п. 2 ст. 7 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 данного закона.
Пунктом 1 ст. 14 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Отметим, что Закон о защите прав потребителей, устанавливая право потребителя на возмещение вреда, не устанавливает сроки удовлетворения таких требований. Более того, некоторые суды полагают, что потребителю не представлено и право устанавливать сроки, в течение которых продавец (исполнитель, изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя, связанные с возмещением вреда (смотрите, напр., Определение СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 г. по делу N 8Г-12729/2022[88-749/2023-(88-12532/2022)], Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2023 г. по делу N 33-2423/2023).
Вместе с тем отметим, что закон прямо и не запрещает установить разумный срок рассмотрения направленной претензии.
Таким образом, потребитель вправе направить в адрес торгового центра претензию о компенсации утраченного заработка, морального вреда и расходов на лечение либо без указания срока удовлетворения требований со стороны торгового центра, либо установить разумный срок удовлетворения его требований.
Полагаем, что разумным сроком в рассматриваемой ситуации будет являться срок, необходимый для рассмотрения и осуществления действий по перечислению денежных средств в адрес потребителя, учитывая, что такие действия могут совершены организацией в рабочие дни.
Также отметим, что при рассмотрении требований потребителей, связанных с причинением вреда здоровью, суды находят достаточным основанием для взыскания штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителя) лишь при установлении самого факта неудовлетворения претензии потребителя на момент обращения в суд потребителя (смотрите, напр., Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 21 октября 2022 г. по делу N 2-1563/2022, Решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 27 мая 2022 г. по делу N 2-753/2022, Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 8 сентября 2022 г. по делу N 2-2329/2022).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ковалёва Нина
Ответ прошел контроль качества
27 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.