Является ли незаполнение раздела 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов основанием для отказа комитенту в подтверждение налоговой ставки 0%?
Общество заключило договор комиссии, согласно которому оно за агентское вознаграждение продает товары комитента от своего имени. На основании этого обществом заключен прямой договор поставки с иностранным контрагентом (Республика Беларусь). При подтверждении экспорта комитентом поступило требование налогового органа в связи с тем, что третий раздел заявления об уплате косвенных налогов не содержит информации о комитенте (он не заполнен). В договоре с иностранным покупателем нет информации, что общество не прямой поставщик, а посредник. Все остальные документы оформлены правильно, есть записи счетов-фактур по этой операции в 10-11 разделах налоговой декларации общества, отчет комиссионера передан комитенту. Является ли неотражение информации о комитенте в третьем разделе заявления об уплате косвенных налогов основанием для отказа в подтверждении ставки ноль процентов? Есть ли решения судов по данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закон не определяет последствий представления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при продаже товаров через комиссионера без заполненного третьего раздела. Мы не исключаем, что неотражение информации о комитенте в третьем разделе данного заявления может являться основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС. Материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Обоснование позиции:
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.3 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце четвертом п. 10 ст. 165 НК РФ, в налоговые органы представляются документы, предусмотренные Договором, с учетом особенностей, установленных п. 1.3 ст. 165 НК РФ.
Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему, в частности, применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, далее - Протокол) (п. 1 ст. 72 Договора).
При экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола (п. 3 Протокола).
В частности, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) либо перечень заявлений (подп. 3 п. 4 Протокола).
Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары (п. 7 Протокола).
Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему. Первый и третий разделы заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел - налоговый орган (п. 2 Правил заполнения заявления, далее - Правила). Третий раздел заявления заполняется в том числе при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 отражаются реквизиты договора (контракта) комиссии, поручения либо агентского договора (контракта), а в строках 08 и 09 - стороны данного договора (контракта) (п. 4 Правил). Заметим, что Правила не предусматривают возможности незаполнения третьего раздела заявления в случае, если покупатель не обладает информацией о приобретении товаров через посредника.
Таким образом, из приведенных норм следует, что для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС налогоплательщик-комитент в рассматриваемой ситуации должен был представить в налоговый в составе необходимого пакета документов заявление с отметкой белорусского налогового органа об уплате косвенных налогов с заполненным третьим разделом.
Аналогичный вывод представлен в письме Минфина России от 23.11.2010 N 03-07-08/324: При экспорте российской организацией товаров на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговые органы в пакете подтверждающих документов представляется заявление, заполненное в установленном порядке, включая третий раздел.
Ни Протокол, ни глава 21 НК РФ не определяют последствий представления в налоговый орган в таких случаях заявления с отметкой об уплате косвенных налогов без заполненного надлежащим образом третьего раздела. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено. Мы не исключаем, что такого рода недостатки могут являться основанием для отказа в применении налогоплательщиком-комитентом нулевой ставки НДС. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
27 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.