Возможность признания расходов на рекламу в интернете в 2025 году
Вправе ли организация признавать в налоговом учете расходы на рекламу, размещенную на интернет-платформах dzen.ru, vk.com, youtube.com?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нами не обнаружены обстоятельства, однозначно свидетельствующие о том, что размещение рекламы на интернет-платформах dzen.ru, vk.com, youtube.com. подпадает под ограничения, установленные п. 44 ст. 270 НК РФ.
Обоснование позиции:
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Федеральным законом от 29.11.2024 N 416-ФЗ внесены изменения в п. 44 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2025 в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются, в частности, расходы рекламодателей на распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если информация о такой рекламе не была представлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), либо если такая реклама была распространена на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ, или на информационном ресурсе иностранного лица, осуществляющего деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и иным законодательством РФ.
Таким образом, для учета расходов организации на рекламу в целях налогообложения прибыли налогоплательщик должен подтвердить, что при распространении рекламы не возникают условия, предусмотренные п. 44 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 11.12.2024 N 03-03-06/1/125078).
Рассмотрим подробнее каждое из указанных выше исключений.
1. Так, ч. 16 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ к рекламе, распространяемой в сети Интернет, с 01.09.2022 предъявляются требования о наличии пометки "реклама", а также указания на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе.
Распространение рекламы в сети Интернет допускается только при условии присвоения оператором рекламных данных (далее - ОРД) соответствующей рекламе идентификатора, который представляет собой уникальное цифровое обозначение (ч. 17 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ).
С перечнем ОРД можно ознакомиться пройдя по ссылке: https://rkn.gov.ru/activity/register-ord/register/.
Соответственно, если предполагаемая к размещению в сети Интернет информация отвечает признаками рекламы, то в целях обеспечения соблюдения требований ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ рекламодателю необходимо:
- выбрать ОРД и создать личный кабинет на его сайте;
- определить содержание рекламы (креатива) и получить у ОРД идентификатор рекламы;
- разместить рекламу в сети Интернет, указав: идентификатор, пометку "реклама" и информацию о рекламодателе;
- предоставить через личный кабинет у ОРД информацию о размещении рекламы в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение, которым соответствующая информация передается в ИС ЕРИР (смотрите информацию Роскомнадзора от 08.02.2024 "Рекомендации по направлению отчетности о размещенной рекламе");
- зарегистрироваться в ИС ЕРИР для отслеживания полноты передаваемой ОРД информации (более подробно смотрите в материале: Вопрос: Необходимость указания идентификатора рекламы на сайте и в социальных сетях компании, реализующей товары (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2024 г.)).
2. Проверить информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на предмет ограничения доступа к нему в соответствии с законодательством РФ можно, пройдя по ссылке: https://blocklist.rkn.gov.ru/.
Нами однозначно не установлено, что указанные в вопросе ресурсы dzen.ru, vk.com, youtube.com. заблокированы Роскомнадзором.
3. С перечнем информационных ресурсов иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ, не исполнивших требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" (далее - Закон N 236-Ф) и иным законодательством РФ, можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://236-fz.rkn.gov.ru/agents/list.
Как следует из информации, представленной на официальном сайте Роскомнадзора, ресурсы dzen.ru, vk.com, youtube.com не относятся к информационным ресурсам иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ и не исполнивших требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ.
Учитывая изложенное, на наш взгляд, можно заключить, что реклама, размещенная организацией на dzen.ru, vk.com, youtube.com., не подпадает под действия п. 44 ст. 270 НК РФ при условии ее соответствия требованиям ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ (о чем более подробно было сказано выше), поскольку нами не обнаружены факты, свидетельствующие о блокировке указанных ресурсов Роскомнадзором, а также о том, что ресурсы dzen.ru, vk.com, youtube.com относятся к информационным ресурсам иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ и не исполнивших требования, запреты и ограничения, предусмотренные Законом N 236-ФЗ.
При этом признание расходов на рекламу осуществляется с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ.
Учитывая новизну нормы, разъяснений уполномоченных органов применительно к анализируемой ситуации нами не обнаружено. Для исключения сомнений и рисков налогоплательщик вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган и/или в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
17 января 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.