При каких условиях российский заказчик транспортно-экспедиторских услуг должен удерживать налог на прибыль из доходов иностранного экспедитора?
Организация приобретает транспортно-экспедиционные услуги (далее - ТЭО) у нерезидента РФ (Литва). ТЭО осуществляется за пределами РФ (перевозка груза на судно).
Должен ли покупатель услуг ТЭО у нерезидента РФ начислять налог на прибыль по ставке 10%?
Правомерно ли иностранному поставщику ТЭО не выделять свое вознаграждение в стоимости услуг? Если не выделяет, то какие налоговые последствия для российского покупателя?
Для исчисления налога на прибыль с кодом дохода 24 "Доходы от международных перевозок" какие критерии отличия таких доходов от ТЭО? Означает ли, что и ТЭО подпадает под обложение налогом при определенных критериях? Если да, то каких?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доходы иностранной организации от оказания ТЭУ для российской организации не подлежат налогообложению налогом на прибыль на территории РФ.
Однако, по мнению контролирующих органов, экспедитор, привлекая иностранных перевозчиков, выступает посредником и налогом не облагается только вознаграждение экспедитора и доходы от оказания им иных услуг, не указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. Но сами иностранные перевозчики получают доходы, которые облагаются налогом на прибыль в РФ по ставке 10% как доходы от международной перевозки.
Поэтому для определения соответствующих налоговых последствий при выплате дохода иностранному экспедитору российской организации необходимо разделить:
- доходы от международной перевозки, которые подлежат налогообложению в РФ у источника выплаты (российской организации) (обращаем внимание, что под подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ не подпадают перевозки, которые осуществляются исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).
- от доходов в виде вознаграждения экспедитора за организацию такой международной перевозки и от доходов экспедитора от прочих услуг, работ, не указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, на которые распространяется п. 2 ст. 309 НК РФ.
А если их невозможно разделить, то Минфин России и ФНС России считает, что вся сумма, выплачиваемая иностранному экспедитору, подлежит налогообложению в качестве дохода от международной перевозки.
Т.е. налоговые органы ожидают, что налогоплательщики должны получать от иностранных организаций, оказывающих им ТЭУ, документы с расшифровкой расходов на приобретение услуг перевозчиков, с приложенными копиями подтверждающих расходы экспедитора документов.
В случае отсутствия такой расшифровки, по мнению чиновников, вся сумма дохода, выплачиваемая экспедитору, квалифицируется как доход от международной перевозки.
Однако нормы НК РФ не содержат требований и правил разделения стоимости транспортно-экспедиторских услуг на стоимость международной перевозки и иных услуг. И не определяют методики определения дохода экспедитора, если с ним заключен договор на оказание ТЭУ с указанием стоимости услуг экспедитора (без выделения его расходов, связанных с привлечением перевозчиком и вознаграждения экспедитора).
По нашему мнению, если экспедитор заключает договор с перевозчиками от своего имени, а его вознаграждение отдельно в договоре не выделено, т.е. договором предусмотрена единая стоимость услуг (без разделения на возмещаемые заказчиком расходы и вознаграждение экспедитора), то договор не является посредническим (подробнее смотрите в разделе "Признание договора ТЭО смешанным договором, содержащим элементы агентирования"). И необходимости выделять стоимость услуг перевозчиков, доходы которым выплачивает экспедитор, нет необходимости.
Примеров судебной практики по спорам о налогообложении доходов иностранных экспедиторов за ТЭУ, выплачиваемые российскими организациями в 2023-2024 (т.е. после приостановления действий отдельных положений СОИДН с некоторыми странами, в т.ч. Литвой), либо о переквалификации договора экспедиции в посреднический договор (смешанный) для целей определения налоговых обязательств не обнаружено. Подробнее смотрите в разделе "Применение СОИДН".
Если российской организацией выплачивается иностранной компании (при условии, что они не являются взаимозависимыми) доход от оказания ТЭУ, то информацию о такой компании следует отразить в разделе 4 налогового расчета, где отражаются необлагаемые выплаты, с кодом код "25".
Договор ТЭО может быть переквалифицирован в договор перевозки в том случае, если по его условиям экспедитор осуществляет перевозку по заданному маршруту своими силами, а заказчик поименован как грузоотправитель в транспортных документах.
В рассматриваемом случае, даже если исходить из позиции чиновников о признании всего дохода экспедитора доходом от оказания услуг перевозки, то такая перевозка, осуществляемая исключительно за пределами РФ, не является "международной перевозкой", предусмотренной подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ (код которой предусмотрен код "24").
Поэтому в такой ситуации доходы перевозчиков, привлеченных экспедитором, для перевозки за пределами РФ, также отражаются в разделе 4 налогового расчета, но с кодом "40" - "Иные доходы, не подлежащие налогообложению, не предусмотренные в вышеуказанных пунктах настоящего Перечня". В таком случае в поле "Основания освобождения от исчисления и удержания налога" указывается "1", и по строке 100 отражается наименование такого дохода (например, "услуги иностранных организаций, привлеченных экспедитором, для перевозки за пределами РФ").
Документальным подтверждением перевозки за пределами РФ будет являться договор с экспедитором на организацию перевозки между пунктами, находящимися не на территории РФ (к судам, находящимся за пределами 12-мильной зоны РФ).
Обоснование позиции:
В подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ не предусмотрено отнесение к доходам от международных перевозок доходов от услуг транспортной экспедиции таких перевозок*(1).
Отдельно доходы от оказания услуг транспортной экспедиции (далее также - ТЭУ) в п. 1 ст. 309 НК РФ также не упомянуты.
Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подп. 5, 6 и 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ), имущественных прав (за исключением указанных в подп. 9.2 п. 1 ст. 309 НК РФ), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ) на территории РФ, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ.
Из пп. 1 и 2 ст. 309 НК РФ следует, что налогообложению на территории РФ на стороне источника выплаты не подлежат доходы иностранной организации от осуществления предпринимательской деятельности независимо от того, оказаны услуги транспортной экспедиции на территории РФ или нет (если только такая деятельность иностранных компаний на территории РФ не приводит к образованию постоянного представительства иностранной компании).
Соответственно, доходы иностранной организации от оказания ТЭУ для российской организации не подлежат налогообложению налогом на прибыль на территории РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ)*(2).
Ранее Минфин России неоднократно указывал, что доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг, поэтому к ним не применяется порядок налогообложения у источника выплаты (письма Минфина России от 14.02.2014 N 03-08-13/6151, от 11.08.2017 N 03-08-05/51807, от 27.02.2017 N 03-08-05/10881, от 08.08.2016 N 03-08-05/46308, от 13.10.2014 N 03-08-05/51478, от 22.04.2013 N 03-08-05/13769).
Однако в последних разъяснениях Минфина России и ФНС России указывается на необходимость устанавливать фактический размер каждого вида дохода иностранной организации в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия.
Так, в п. 3 письма ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@ было указано, что при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов от международных перевозок необходимо учитывать, что доход от оказания услуг перевозки возникает только у перевозчика. Такой доход подлежит налогообложению в Российской Федерации (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).
В случаях, когда такой доход выплачивается через посреднические организации, например, агентов, брокеров или транспортно-экспедиторские компании, не являющиеся перевозчиками, выплачиваемый доход может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора.
Т.е. вознаграждение экспедитора и доходы от оказания прочих услуг экспедитора не подлежат налогообложению в РФ в силу п. 2 ст. 309 НК РФ.
В письме Минфина России от 20.12.2023 N 03-08-05/123622 указано, что в случаях когда доход от международных перевозок выплачивается через транспортно-экспедиторские компании, не являющиеся перевозчиками, данный доход может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора.
В связи с этим необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия.
В информации ФНС России "Налоговые расчеты и изменения в части выплат доходов иностранным организациям" указано, что лицом, оказывающим услуги международной перевозки, является не экспедитор (агент), а перевозчик, непосредственно оказывающий услуги перевозки и обладающий правом собственности или правом эксплуатации соответствующими транспортными средствами (т.к. у него возникает фактическое право на доходы от оказания услуг перевозки).
Поэтому доход от оказания услуг международной перевозки возникает у перевозчика и подлежит налогообложению в РФ (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ) (хотя и выплачивает его экспедитор).
При этом чиновники указывают, что доход иностранной организации от международной перевозки в случае невозможности выделения из такого дохода вознаграждения посредника или стоимости прочих услуг экспедитора подлежит обложению налогом согласно подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ.
Отметим, что в письме Минфина России от 26.02.2024 N 03-08-05/16315*(3) (содержащему аналогичный вывод о необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия) дополнительно отмечено:
"Касательно ситуации, в которой экспедитором является иностранная организация, а перевозчиками на разных этапах перевозки являются как иностранные, так и российские организации, отмечаем, что в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В этой связи в случае, если выплачиваемый российской организацией-заказчиком доход является доходом другой российской организации, то положения ст. 309, 310 НК РФ неприменимы, так как они распространяются только на отношения с иностранными организациями. В этом случае российская организация-перевозчик в силу ст. 246 НК РФ самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на прибыль организаций. Таким образом, отношений налогового агентирования не возникает".
Таким образом, для определения соответствующих налоговых последствий при выплате дохода иностранному экспедитору необходимо разделять:
- доходы от международной перевозки, которые подлежат налогообложению в РФ у источника выплаты (российской организации) (обращаем внимание, что под подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ не подпадают перевозки, которые осуществляются исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).
- от доходов в виде вознаграждения экспедитора за организацию такой международной перевозки и от доходов экспедитора от прочих услуг, работ, не указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, на которые распространяется п. 2 ст. 309 НК РФ.
А если их невозможно выделить, то Минфин России и ФНС России считает, что вся сумма, выплачиваемая иностранному экспедитору, подлежит налогообложению в качестве дохода от международной перевозки.
При этом отсутствие в документах, выставляемых экспедитором (CMR, актах выполненных работ), информации о стоимости услуг по перевозке не освобождает налогового агента от исполнения обязанностей, предусмотренных для него в статьях 24 и 310 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072627).
Таким образом, налоговые органы ожидают, что налогоплательщики должны получать от иностранных организаций, оказывающих им ТЭУ, документы с расшифровкой расходов на приобретение услуг перевозчиков, с приложенными копиями подтверждающих расходы экспедитора документов.
В случае отсутствия такой расшифровки, по мнению чиновников, вся сумма дохода, выплачиваемая экспедитору, квалифицируется как доход от международной перевозки.
Однако требований и правил разделения стоимости транспортно-экспедиторских услуг на стоимость международной перевозки и иных услуг нормы НК РФ не содержат.
Нормы НК РФ не определяют методики определения дохода экспедитора, если с ним заключен договор на оказание ТЭУ с указанием стоимости услуг экспедитора (без выделения его расходов, связанных с привлечением перевозчиком и вознаграждения экспедитора).
Признание договора ТЭО смешанным договором, содержащим элементы агентирования
По нашему мнению, договор транспортной экспедиции не является договором перевозки или посредническим договором, это самостоятельный вид гражданско-правового договора, поскольку в соответствии с ГК РФ отношения по расчетам в обязательствах, связанных с агентированием, отличается от состава и видов расчетов, обусловленных договором транспортной экспедиции (постановление Тринадцатого ААС от 02.11.2018 N 13АП-27177/18, постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15, Двенадцатого ААС суда от 09.12.2015 N 12АП-11946/15).
При этом исходя из ст. 801, 805 ГК РФ правовая природа договора ТЭУ подразумевает, что экспедитор может:
- как непосредственно выполнять услуги, связанные с перевозкой груза*(4),
- так и организовывать за счет клиента перевозки от своего имени или от имени клиента. Но при этом привлечение к исполнению транспортно-экспедиционного обязательства третьего лица согласно п. 1 ст. 313, ст. 805 ГК РФ Федерации не влечет автоматического преобразования возникшего обязательства в агентское.
И как раз отсутствие в договоре выделенного вознаграждения экспедитора и обязанности представить отчет о расходах отличает договор ТЭУ от посреднического договора.
Договор транспортной экспедиции может быть признан судом посредническим, если он содержит все признаки посреднического договора (в частности, если - вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения) (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 N Ф02-961/14 по делу N А33-1626/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2013 N Ф08-8177/12 по делу N А32-2247/2012):
- вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения;
- установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст. 974, 999, 1008 ГК РФ).
Например, в постановлении Тринадцатого ААС от 02.11.2018 N 13АП-27177/18 суд указал "Давая оценку правоотношениям сторон как правоотношений по агентскому договору, суд учитывает отсутствие в материалах дела соответствующих экспедиционных документов, а также порядок расчетов между сторонами в соответствии с которыми, размер агентского вознаграждения не включает стоимость перевозки груза (установленный тариф)".
Если же экспедитор заключает договор с перевозчиками от своего имени, его вознаграждение отдельно в договоре не выделено, договором предусмотрена единая стоимость услуг (без разделения на возмещаемые заказчиком расходы и вознаграждение экспедитора), то, по нашему мнению, договор не является посредническим.
Смотрите, например, Решение Арбитражного суда Смоленской области от 4 марта 2024 г. по делу N А62-9026/2023 (спор с налоговым органом о праве на вычет суммы НДС, предъявленного экспедиторами со стоимости услуг по перевозке, поскольку фактически они не осуществляли реализацию транспортных услуг). Суд указал, что из материалов дела следует, что между спорными контрагентами и Обществом договоры транспортной экспедиции составлены по правовой конструкции договора оказания услуг, так как в них указаны следующие условия:
1) экспедитор не обязан исполнять услуги лично, договоры с третьими лицами экспедитор обязан заключать от своего имени;
2) цена услуг по договору является единой и включает в себя вознаграждение экспедитора и стоимость услуг по перевозке груза, выполненной фактическим исполнителем.
При этом экспедитор от своего имени заключает договоры с перевозчиками, выступая в них грузоотправителем.
Применение СОИДН
Примеров судебной практики по спорам о налогообложении доходов иностранных экспедиторов за ТЭУ, выплачиваемые российскими организациями в 2023-2024 (т.е. после приостановления действий отдельных положений СОИДН с некоторыми странами, в т.ч. Литвой), либо о переквалификации договора экспедиции в посреднический договор (смешанный) для целей определения налоговых обязательств не обнаружено.
Это может быть связано с тем, что положениями большинства соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - СОИДН) предусмотрено, что прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в том государстве, резидентом которого является перевозчик. А прибыль от перевозок иными видами транспорта или иных услуг (ТЭО, например) подпадает под положения статьи, регулирующей налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности, в которого также предусмотрено, что доходы иностранного исполнителя облагаются только в его государстве. Смотрите, например, письма Минфина России от 08.10.2009 N 03-08-05 и УФНС России по г. Москве от 13.04.2010 N 16-15/038579@, от 28.10.2009 N 16-15/112945 (по вопросу налогообложения доходов литовских экспедиторов и перевозчиков).
Однако Указом Президента РФ от 08.08.2023 N 585, Федеральным законом от 19.12.2023 N 598-ФЗ действие отдельных положений некоторых СОИДН приостановлено с 8 августа 2023 г. (в т.ч статей, регулирующих налогообложение доходов от использования транспортных средств и от предпринимательской деятельности*(5).
При этом согласно абзацу 7 подп. 11 п. 2 ст. 310 НК РФ до 31.12.2025 исчисление и удержание суммы налога не производится налоговым агентом в случае выплаты иностранной организации доходов от международных перевозок по договорам, заключенным до 08.08.2023 с иностранными организациями, расположенными на территориях иностранных государств, действие международных соглашений с которыми приостановлено Указом Президента РФ от 08.08.2023 N 585, при соблюдении следующих условий:
- такие доходы не облагались налогом в Российской Федерации согласно соглашению до дня принятия указанного указа;
- российская организация, выплачивающая доходы, и иностранная организация - получатель доходов не являются взаимозависимыми лицами в соответствии со ст. 105.1 НК РФ;
- иностранной организацией предоставлены налоговому агенту подтверждения, предусмотренные п. 1 ст. 312 НК РФ.
Налоговый расчет
Доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, хотя налогом на прибыль в РФ и не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в РФ и отражаются российскими организациями - налоговыми агентами в налоговом расчете в соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ (письма ФНС России от 12.04.2022 N СД-4-3/4421@, от 12.11.2020 N СД-4-3/18617@, от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 16.01.2019 N СД-4-3/431@, Минфина России от 07.09.2017 N 03-08-05/57611).
Раздел 4 налогового расчета заполняется при выплате иностранным организациям доходов от источников в РФ, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, то есть доходов, подпадающих под действие п. 2 ст. 309 НК РФ, а также в отношении доходов, предусмотренных п. 2.3 ст. 309 НК РФ (пп. 5, 111 порядка заполнения налогового расчета).
При заполнении подраздела 4.2 "Сведения о доходах" раздела 4 налогового расчета по строке 030 "Код дохода" указывается соответствующий код дохода в зависимости от выплачиваемых иностранной организации доходов (либо доходов, полученных иностранной организацией в иной форме) (п. 123 порядка заполнения налогового расчета).
Доходам от транспортно-экспедиционного обслуживания соответствует код "25".
Считаем, что если российской организацией выплачивается иностранной компании (при условии, что они не являются взаимозависимыми) доход от оказания ТЭУ, то информацию о такой компании следует отразить в разделе 4 налогового расчета, где отражаются необлагаемые выплаты, с кодом код "25" в строке 030 подраздела 4.2 "Сведения о доходах" .
В рассматриваемом случае, даже если исходить из позиции чиновников о признании всего дохода экспедитора доходом от оказания услуг перевозки, то такая перевозка, осуществляемая исключительно за пределами РФ, не является "международной перевозкой", предусмотренной подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ (код которой предусмотрен код "24").
Поэтому в такой ситуации доходы перевозчиков, привлеченных экспедитором, для перевозки за пределами РФ, также отражаются в разделе 4 налогового расчета, но с кодом "40" - "Иные доходы, не подлежащие налогообложению, не предусмотренные в вышеуказанных пунктах настоящего Перечня". В таком случае в поле "Основания освобождения от исчисления и удержания налога" указывается "1", и по строке 100 отражается наименование такого дохода (например, "услуги иностранных организаций, привлеченных экспедитором, для перевозки за пределами РФ") (п. 129 Порядка заполнения).
Документальным подтверждением перевозки за пределами РФ будет являться договор с экспедитором на организацию перевозки между пунктами, находящимися не на территории РФ (к судам, находящимся за пределами 12-мильной зоны)*(6).
В заключение отметим, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 декабря 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Так в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ к указанным доходам относятся, например, доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках).
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Российский заказчик перевозки при этом признается налоговым агентом (п. 4 ст. 286, п. 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ), т. е. должен удержать сумму налога при каждой выплате (перечислении) денежных средств (по ставке, предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ), перечислить ее в федеральный бюджет в валюте РФ, представить отчетность налогового агента (п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 289, п. 4 ст. 310 НК РФ).
Налоговый агент не исчисляет и не удерживает суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, которые, в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ (подп. 4 п. 2. ст. 310 НК РФ).
*(2) За исключением доходов от выполнения работ, оказания услуг взаимозависимому лицу - покупателю, зарегистрированному на территории РФ (подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ).
В таком случае доход иностранного экспедитора подлежит налогообложению на основании подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ по налоговой ставке 15% (абзац 4 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 4 п. 2 ст. 284 НК РФ).
*(3) С текстом писем Минфина России от 20.12.2023 N 03-08-05/123622, от 26.02.2024 N 03-08-05/16315 можно ознакомиться в сети Интернет.
*(4) Отметим, что в письмах от 01.12.2020 N 03-08-05/104771, от 28.04.2021 N 03-08-05/32703 Минфин России, с одной стороны, подтвердил, что к доходам от международной перевозки, указанной в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся. Но отметил, что "в случае если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объему и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм Кодекса и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как международная перевозка, следует руководствоваться в том числе нормами пункта 1 статьи 309, статей 310 и 312 Кодекса".
Т.е. речь идет о переквалификации договора экспедиции в договор перевозки в случае, когда экспедитор осуществляет перевозку своими силами, а заказчик поименован как грузоотправитель в транспортных документах.
Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки.
*(5) С 1 октября 2024 г. Сейм Литвы постановил денонсировать Соглашение, и его действие в соответствии со статьей 31 Соглашения прекращается с 1 января 2026 года.
*(6) Из письма УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060998@ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072627) следует, что обложению налогом на прибыль в РФ подлежат доходы иностранной организации, которые получены ею в связи с осуществлением перевозок:
- между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - вне ее;
- между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.
Учитывая, что для целей ст. 309 НК РФ и главы 25 НК РФ нет специального определения территории РФ (кроме ситуации выплат доходов взаимозависимому иностранному контрагенту, подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ), то применяется определение, указанное в п. 2 ст. 11 НК РФ - "территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права" (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Частью 1 ст. 67 Конституции РФ предусмотрено, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Районы морской акватории, находящиеся за пределами 12-мильной зоны в исключительной экономической зоне РФ, не являются территорией РФ, хотя и имеют особый правовой статус (письма Минфина России от 19.10.2020 N 03-07-08/90905, от 24.10.2019 N 03-07-03/81914).