Возможность применения УСН и льготных ставок по данной системе налогообложения ИП, занимающимся майнингом
ИП зарегистрирован в льготном регионе - Республика Калмыкия, УСН - 1%. ИП планирует профессионально заниматься майнингом, использовать ОКВЭД 63.11.1 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информресурсов".
Правильно ли, что если профессионально вести данную деятельность, то с дохода можно уплачивать один процент? Нет ли отдельных ограничений по криптовалюте?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
Если в целом допустить возможность применения УСН ИП, осуществляющим деятельность по майнингу, полагаем, что он имеет право и на применение льготных ставок, установленных законом Республики Калмыкия от 11.10.2022 N 243-VI-З.
Обоснование позиции:
Термин "криптовалюта" в российском законодательстве не определен. В настоящее время криптовалютой принято называть разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора.
Официальный статус криптовалюты в России получили с 2021 года. Отношения, связанные с их выпуском и оборотом, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ). С 1 ноября 2024 года вступает в силу новая редакция данного закона, которая фактически легализует майнинг на территории РФ.
В соответствии с чч. 3-3.2 ст. 1 Закона N 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам. Майнингом цифровой валюты признается деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию, в том числе технологию распределенного реестра, имеющих целью выпуск цифровой валюты и (или) получение лицом, осуществляющим такую деятельность, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе. Майнинг-пулом признается объединение мощностей нескольких технических и программно-аппаратных средств, принадлежащих разным владельцам и используемых для целей майнинга цифровой валюты, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между участниками майнинг-пула.
Обращаем внимание, что физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, личным законом которых является российское право, вправе осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе участвовать в майнинг-пуле) только с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. При этом не могут осуществлять майнинг цифровой валюты (в том числе в качестве участников майнинг-пула) физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления (ч. 1 и ч. 3 ст. 14.2 Закона N 259-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 ноября 2024 года). Правительство РФ по согласованию с Банком России вправе установить иные требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участников майнинг-пула) (ч. 6 ст. 14.2 Закона N 259-ФЗ, в редакции, вступающей в силу с 1 ноября 2024 года). Кроме того, Правительство Российской Федерации вправе установить требования к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность, а также запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах РФ или на отдельных их территориях (ч. 9 и ч. 12 ст. 14 Закона N 259-ФЗ).
Что касается вопросов налогообложения, то на сегодняшний день порядок совершения операций с криптовалютой на территории РФ не регламентируется нормами и нормативно-правовых актов по налоговому учету. Иными словами, особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами пока еще не установлен.
По мнению контролирующих органов, к таким операция применяются общие нормы об определении дохода, установленные положениями ст. 7, ст. 41 и гл. 25 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 19.06.2024 N 03-03-07/56398, от 16.08.2023 N 03-03-07/77230, от 5 декабря 2022 г. N 03-03-06/1/118755, от 26.09.2019 N 03-04-05/74126, от 20.08.2019 N 03-04-05/63704, от 29.03.2018 N 03-04-05/20048, от 19.04.2018 N 03-04-05/26603, от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152, от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 28.12.2021 N 03-04-05/107093, ознакомиться можно в сети Интернет).
Напомним, что в силу ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц", главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст. 41 НК РФ).
То есть на сегодняшний день контролирующие органы однозначно убеждены только в том, что экономическая выгода (доход), полученный от операций с криптовалютой, подлежит налогообложению на общих основаниях.
Отметим, что замглавы комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, депутат от Единой России Антон Горелкин в своем телеграм-канале (https://t.me/webstrangler/3778) сообщил, что уже в декабре 2024 года майнеры могут начать работать в новом законодательном контуре. В ближайшие два месяца Госдума рассмотрит изменения в Налоговый кодекс, которые позволят обеспечить бюджет доходами от майнинговой деятельности. Предварительно рассматривается вариант, при котором майнинг в центрах обработки данных будет облагаться налогом на прибыль. Для всех иных видов майнинга будет действовать аналог единого налога на вмененный доход с вариативной ставкой, рассчитанной от уровня потребления электроэнергии.
В настоящее время Минфин России выступает против применения УСН в отношении деятельности, связанной с майнингом. Так, в письмах от 04.09.2018 N 03-11-11/63006, от 16.10.2018 N 03-11-11/74252, от 14.11.2018 N 03-11-11/81983 Минфин России сообщил, о том, что вопрос о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, занимающихся майнингом, и применении ими УСН может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов по указанному вопросу.
Вместе с тем ФНС России в более позднем письме от 26.05.2023 N СД-4-3/6639@ допустила возможность применения УСН при операциях с криптовалютой. Здесь не можем не отметить, что прямых законодательных ограничений на применение УСН в отношении операций с криптовалютой НК РФ действительно не содержит.
Однако учитывая позицию Минфина и тот факт, что ФНС обязана руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 32 НК РФ), полагаем, что в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
Что касается льготных ставок, то на территории Республики Калмыкия налоговые ставки при применении УСН для отдельных категорий налогоплательщиков установлены законом Республики Калмыкия от 11.10.2022 N 243-VI-З (далее - Закон N 243-VI-З). В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 243-VI-З налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, установлены в размерах, определенных в данной норме, в частности один процент в 2023-2025 годах. Никаких ограничений по видам деятельности, в отношении которых можно применять данные ставки, Закон N 243-VI-З не содержит. Поэтому если допустить в целом возможность применения УСН ИП, осуществляющим деятельность по майнингу, полагаем, что он имеет право и на применение льготных ставок, установленных Законом N 243-VI-З.
Вместе с тем еще раз акцентируем внимание, что вопросы налогообложения деятельности майнинга законодатель планирует рассмотреть в самом ближайшем будущем, в связи с этим прежде чем принимать решение о применении системы налогообложения в отношении этой деятельности, мы бы рекомендовали дождаться анонсированных поправок.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Я планирую заняться майнингом и реализацией криптовалюты. Нужно ли мне зарегистрироваться в качестве ИП? Какой код ОКВЭД нужно указать? (Правовед.RU, апрель 2024 г.)
- Вопрос: Какой код ОКВЭД выбрать для майнинга криптовалют? Могу ли я заниматься этим как ИП? Или лучше быть самозанятым? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.): Сама по себе деятельность майнинга в классификаторе ОКВЭД отсутствует. Можно пробовать применять ОКВЭД 62.09, 63.11.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.