Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Выездная проверка при налоговой миграции и закрытии обособленного подразделения

Выездная проверка при налоговой миграции и закрытии обособленного подразделения

Организация (ООО) имеет обособленное подразделение (не представительство и не филиал), которое находится на учете в той же налоговой службе, что и головная организация. Организация планирует изменить свой адрес (в том числе изменится место нахождения) и зарегистрировать его по адресу обособленного подразделения. После смены адреса организация направит в налоговую инспекцию сообщение о закрытии обособленного подразделения.
При указанных обстоятельствах предусмотрено ли законодательством проведение налоговых проверок? Будет ли применим в данном случае абзац 5 п. 5 ст. 84 НК РФ (в разрезе налоговых проверок)?

Налоговые проверки в рамках налогового контроля проводятся в виде камеральных и выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ). Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). То есть сам по себе налоговый переезд в виде смены юридический адреса и снятие с учета обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) не является причиной камеральной налоговой проверки.

Что касается выездной налоговой проверки, то смена адреса юрлица сама по себе не является нарушением или поводом для назначения выездной налоговой проверки, решение об изменении места нахождения организации и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы может быть принято и в период проведения в отношении организации камеральной налоговой проверки. В то же время обратим внимание на то, что в п. 4.10 применяемой налоговыми органами Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) приведен один из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков: "Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)". В п. 10 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, разъяснено, что под неоднократным снятием с учета понимается: "Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации".

По нашему мнению, в план (скорректированный план) выездных налоговых проверок рискует попасть только та организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес, при этом смена адреса влекла за собой переход в другую налоговую инспекцию или происходила в процессе выездной проверки, или походит на возможные попытки уклонения от налогообложения. На наш взгляд, указанная в вопросе смена организацией юридического адреса в рассматриваемой ситуации не влияет на вероятность проведения налоговым органом выездной налоговой проверки.

В свою очередь, приведенная норма (абзац 5 п. 5 ст. 84 НК РФ) говорит о том, что в случае прекращения деятельности (закрытия) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом сообщения российской организации в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (заявления иностранной организации) в течение десяти дней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (смотрите также пп. 9, 12 Порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.2020 N 329н). А в п. 11 ст. 89 НК РФ сказано о внеочередной выездной проверке, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Из совокупного прочтения этих норм, на наш взгляд, следует, что речь не идет о безусловном назначении выездной проверки ОП в связи с закрытием ОП, а о том, что срок снятия налоговым органом с учета ОП будет увязан с этим событием, если проверка ОП уже проводится (назначена). Но руководитель налогового органа вправе принять решение о проведении выездной проверки ОП в связи с закрытием ОП (смотрите письмо Управления МНС РФ по Иркутской области от 05.09.2000 N 21-17/2315, 4379-4407). Примеров судебной практики с аналогичным интересующему предметом оперативно не обнаружено (а во встреченных схожих интересующий аспект не исследовался).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Риск налоговой проверки: "миграция" между налоговыми органами;

- Вопрос: Возможные претензии налогового органа при смене адреса юридического лица (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.);

- Вопрос: Организация в настоящее время переезжает в пределах одного города и одного муниципального образования, на территории одного и того же налогового органа. Это будет вторая смена юридического адреса с 2000 года. Точный адрес указан в уставе как место нахождения организации. Повышается ли вероятность проведения налоговым органом выездной налоговой проверки в рассматриваемой ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.)

- Вопрос: В отношении нашей компании началась выездная проверка. Но до ее начала мы направили в инспекцию сообщение о закрытии одного из обособленных подразделений. Надо ли ждать окончания проверки, чтобы снять с учета это подразделение? (журнал "Российский налоговый курьер", N 10, май 2015 г.)

- Налоговый контроль (Л. Зуйкова, Е. Карсетская, Е. Шершнева, "Экономико-правовой бюллетень", N 1, январь 2007 г.) (раздел "Прекращение деятельности подразделения").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.