Ввоз в Россию бульдозера из Республики Беларусь, который ранее был вывезен в Беларусь из России. Нужно ли таможенное оформление и повторная уплата утилизационного сбора?
Организация ввезла на территорию РФ из Республики Беларусь бульдозер, который ранее был выпущен в обращение в РФ и в отношении которого был уплачен утилизационный сбор.
Нужно ли второй раз уплачивать утилизационный сбор в отношении бульдозера? Нужно ли проводить растаможивание такого бульдозера?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При ввозе бульдозера с территории Республики Беларусь, который ранее был вывезен с территории РФ и является товаром Союза (а не иностранным товаром) таможенное оформление не осуществляется.
Вместо Декларации на товары организация должна подать в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров (не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором бульдозер был ввезен (получен)).
Поэтому таможенные платежи не уплачиваются, но уплачивается НДС (который не относится в данном случае к таможенным платежам и уплачивается в составе ЕНП (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров)).
Утилизационный сбор при ввозе бульдозера в данном случае не уплачивается, т.к. он уже был уплачен при выпуске на территории Российской Федерации его производителем (импортером) ранее и в его конструкцию не были внесены изменения.
Утилизационный сбор уплачивается в отношении транспортного средства однократно в целях обеспечения (финансирования) утилизации на территории РФ отходов от транспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Поэтому повторная уплата утилизационного сбора при ввозе транспортного средства в РФ, в отношении которого уже был уплачен сбор в РФ, не требуется. При условии подтверждения уплаты утилизационного сбора в Российской Федерации и при подтверждении факта отсутствия внесения изменений в конструкцию транспортного средства (достройку).
Таким подтверждением является паспорт самоходной машины с отметкой об уплате утилизационного сбора в РФ.
Обоснование позиции:
Таможенное оформление
Поскольку территория стран - членов ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) является единой и отсутствует таможенный контроль при перемещении товаров между этими странами (п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС)), то таможенное оформление товаров Союза, перемещаемых внутри ЕАЭС, отсутствует, таможенные платежи не уплачиваются (подп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС).
Лицом, которое осуществляет ввоз товаров с территории государства - участника ЕАЭС на территорию РФ уплачиваются:
- косвенные налоги (НДС, акцизы) (п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС), которые в данном случае не относятся к таможенным платежам, а регулируются Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) и нормами НК РФ). Уплачиваются в качестве ЕНП в сроки, установленные пунктом 19 Протокола (письмо ФНС России от 2 сентября 2022 г. N СД-3-3/9545@);
- платежи, установленные законодательством РФ, не указанные в Договоре о ЕАЭС. В частности, сборы, предусмотренные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (экологический сбор, утилизационный сбор).
При этом вместо декларации на товары организация должна подать в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, правила заполнения которой утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного УКЭП, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров (пп. 8, 9 Правил ведения статистики взаимной торговли, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891).
Статформа представляется не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведено получение товаров (п. 9 Правил).
График представления статистических форм в таможенные органы на весь 2024 год размещен на сайте ФТС России: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/Help/#?topic=Stat_Grafik_SF.
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Алгоритм действий покупателя при импорте товаров из стран ЕАЭС.
Утилизационный сбор
В отношении транспортного средства, самоходной машины, на которые ранее оформлялись паспорта транспортного средства, самоходной машины, (далее - ТС, ПТС, ПСМ) и, соответственно, был уплачен утилизационный сбор в бюджет РФ, повторно он уже не уплачивается. В т.ч. в ситуации, если ТС было вывезено за пределы РФ и ввезено обратно на территорию РФ.
Но при условии, что:
- ПТС, ПСМ не аннулировались, а ранее уплаченный утилизационный сбор не возвращался;
- и ввозимое обратно ТС не было конструктивно изменено, его вид (категория) не изменился (в противном случае, по нашему мнению, необходимо доплатить утилизационный сбор*(1)).
Прямых норм, подтверждающих данный вывод, нет в ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, но он следует из целей и общих принципов взимания утилизационного сбора:
1) как следует из буквального содержания положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, объектом утилизационного сбора признается транспортное средство. Обязательства по уплате УС возникают при ввозе, производстве ТС, в т.ч. производстве на базе других ТС;
2) целью взимания утилизационного сбора является обеспечение утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Так, затраты лиц, осуществляющих утилизацию ТС, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, компенсируются из федерального бюджета. С собственников ТС, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор, плата за передачу отходов, образовавшихся в результате утраты такими ТС своих потребительских свойств, не взимается (исходя из пп. 8 и 9 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Как разъяснено в постановлении КС РФ от 19.07.2019 N 30-П, исходя из нормативного содержания статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства. Поэтому утилизационный сбор уплачивается однократно в целях покрытия затрат на будущую утилизацию ввезенного (произведенного) транспорта на территории Российской Федерации.
При вывозе ТС за пределы РФ уплаченный в отношении него утилизационный сбор не возвращается, если паспорт не аннулируется (что свидетельствует о возможности использования и утилизации ТС на территории РФ) (смотрите определение Верховного Суда РФ в от 19.07.2023 N 305-ЭС23-4425).
В данном случае утилизационный сбор был уплачен при выпуске трактора на территорию РФ его производителем. При вывозе бульдозера за пределы РФ утилизационный сбор не возвращался. Поэтому повторная уплата утилизационного сбора при ввозе того же ТС на территорию РФ противоречит нормам Закона об отходах.
Это подтверждается также некоторыми положениями Правил взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 (далее - Правила N 81):
- в п. 1.2 указано: "Уплата утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, осуществляется однократно, за исключением случаев изготовления (достройки) самоходных машин и (или) прицепов на базе самоходных машин и (или) прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, при изменении вида и (или) категории самоходной машины и (или) прицепа" (отметим, что Правила дополнены пунктом 1.2 с 1 марта 2023 г.);
- в примечании 4 к форме Расчета суммы утилизационного сбора указано, что в графе 16 "Сумма утилизационного сбора (пеней) к уплате" указано: "В случае ввоза самоходной машины и (или) прицепа, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен и вид (категория) которых не изменялись (в том числе не вносились конструктивные изменения), проставляется "0" (ноль)."
Таким образом, в данном случае при ввозе бульдозера из Республики Беларусь организация не должна уплачивать утилизационный сбор.
При этом в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения организации*(2), в силу п. 11.1 Правил N 81 необходимо в течение пяти рабочих дней с момента фактического ввоза ТС представить:
- расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов по форме, приведенной в приложении N 1. В графе 16 "Сумма утилизационного сбора (пеней) к уплате" указать 0 (ноль);
- документы, перечисленные в п. 11 Правил:
"а) копии документов об оценке (подтверждении) соответствия самоходных машин и (или) прицепов требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - документы об оценке соответствия) (при наличии);
б) копии транспортных (перевозочных) документов;
в) документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (при наличии таких оснований);
г) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика".
В п. 6 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ не указано такое основание для неуплаты сбора, как ввоз ТС, в отношении которого уже был уплачен утилизационный сбор. Тем не менее, по нашему мнению, к Расчету необходимо представить копию ПМС (электронный ПСМ), где указано, что утилизационный сбор уплачен в РФ*(3), и пояснения в письменном виде о том, что уплаченный утилизационный сбор при вывозе бульдозера за пределы РФ не возвращался, в конструкцию транспортно средства изменения не вносились, его тип (категория) не изменился.
Отметим, что разъяснения представителей ФТС об отсутствии необходимости уплаты утилизационного сбора "в отношении повторно ввозимого в Российскую Федерацию" применяются не только в отношении импортных транспортных средств (ввезенных в РФ, вывезенных за пределы РФ, а затем повторно ввозимых в РФ), но и в отношении транспортных средств, которые были произведены на территории РФ, выпущены в обращение с уплатой утилизационного сбора в РФ, вывезены за пределы РФ без возврата утилизационного сбора и в дальнейшем ввезены в Россию обратно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
6 сентября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно примечанию к Перечню самоходных машин и прицепов к ним размер утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых сбор был ранее уплачен, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении вновь созданных (достроенных) объектов, и суммой сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых было осуществлено изготовление (достройка).
*(2) Смотрите Адреса таможенных постов, размещенные на сайте ФТС. При этом Расчет в электронном виде при ввозе ТС из ЕАЭС подается через личный кабинет участника ВЭД.
*(3) В п. 10 Правил N 81 указано: "Информационный обмен сведениями об уплате утилизационного сбора между федеральными органами исполнительной власти и администратором систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, определенный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 59 "Об организации работ по подготовке документов и проведению мероприятий, необходимых для введения единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов, и об определении администратора систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее соответственно - администратор систем электронных паспортов, системы электронных паспортов), осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации".
Со 2 ноября 2020 г. транспортные средства, изготовленные в государствах-членах, регистрируются в РФ только при наличии электронных паспортов (ЭПТС), оформленных в соответствии с Порядком функционирования систем ЭПТС, утвержденным решением Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 N 122 (далее - Порядок).
В ЭПТС указывается Административная информация (пункт 10 приложения N 3 к указанному Порядку), в т.ч. "8) сведения об уплате утилизационного сбора".
В разделе "Административная информация" указываются:
"8) в поле "Сведения об уплате утилизационного сбора" - запись "утилизационный сбор уплачен. Государство - член Евразийского экономического союза (наименование государства-члена, на территории которого осуществлена уплата утилизационного или иного аналогичного сбора, предусмотренного законодательством этого государства)" (если законодательством государства-члена предусмотрено взимание утилизационного сбора) или "утилизационный сбор не уплачивается. Государство - член Евразийского экономического союза (наименование государства-члена)" (если законодательством государства-члена не предусмотрено взимание утилизационного или иного аналогичного сбора).