Нужно ли сдавать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации?
При подаче отчета о нормативах утилизации за 2023 год подавали нулевой отчет по импорту упаковочных материалов, таккак в 2022 году не было реализации. Декларацию о количестве выпущенного товара в 2023 году не сдавали.
Отчет отклонили и написали замечание от Центрального аппарата Росприроднадзора: "Пустой расчет: Нулевая ОВНУ не предусмотрена постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 (если не было реализации на территории РФ в 2022 году)".
Есть ли разъяснения по подаче нулевой отчетности? В каких нормативных документах указано, что не надо подавать нулевую отчетность о нормативах утилизации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Прямых норм, указывающих на то, что отчетность, подтверждающая выполнение нормативов утилизации, должна быть или не должна быть представлена в случае отсутствия данных для заполнения (т.н. нулевая отчетность), нет.
Однако обязанность представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, в соответствии со ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ поставлена в зависимость от осуществления выпуска товаров, упаковки в предыдущем отчетном периоде (по правилам, действующим в отношении товаров, упаковки товаров, первичная реализация которых на территории РФ осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года).
Поэтому, если таких операций не было в 2022 году (отсутствовал выпуск и/или импорт товаров, упаковки в 2022 году), то Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров не должна была подаваться в 2023 году.
И тогда Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров также не должна была подаваться в 2024 году.
Обоснование позиции:
Исходя из совокупности положений ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ отчетность подается при осуществлении в отчетном году операций по производству или по ввозу товаров (упаковки).
Так, Законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - Обязанность по утилизации).
Это юридические лица и ИП, осуществляющие:
- производство товаров на территории РФ (после 01.01.2024 - производство товаров, упаковки на территории РФ*(1)),
- импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов ЕАЭС*(2).
При этом в периоды до 1 января 2024 года Обязанность по утилизации распространялась на указанных лиц с момента первичной реализации товаров, упаковки товаров на территории РФ.
Обязанность по утилизации указанных лиц считается исполненной со дня:
- представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации. За отчетные периоды, закончившиеся до 01.01.2024, подавалась Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 (далее - Отчетность и Правила N 2010). Данная Отчетность заполнялась на основании Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, согласно Положению N 1417 (далее - Декларация и Положение N 1417);
- или уплаты экологического сбора (сумма которого определялась на основании Отчетности и Декларации и рассчитывалась в Расчете суммы экологического сбора).
При этом:
- пунктом 3 Положения N 1417 установлено, что Декларация представляется в отношении товаров/упаковки, произведенных/ввезенных на территорию РФ за отчетный период. В позициях декларации, не подлежащих заполнению, ставится прочерк;
- пунктом 4 Правил N 2010 также установлено, что Отчетность представляется в отношении товаров/упаковки, произведенных/ввезенных на территорию РФ. При этом используется информация, содержащаяся в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду, и отражается количество отходов от использования товаров, в том числе упаковки как готового товара, утилизированных и (или) переданных на утилизацию в отчетный период. В позициях отчетности, не подлежащих заполнению, ставится прочерк*(3).
Т.е. обязанность представления Декларации и Отчетности в соответствии со ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ поставлена в зависимость от осуществления выпуска товаров, упаковки в отчетном периоде*(4).
Если таких операций не было в 2022 году, то Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров не должна была подаваться в 2023 году. И тогда Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в 2024 году также не подается.
Представление форм отчетности при отсутствии указанных операций не было предусмотрено ни в старой редакции Закона N 89-ФЗ, ни в настоящее время. Например, в Решении Ленинского районного суда г. Саратова Саратовской области от 25 мая 2022 г. по делу N 12-57/2022 суд согласился с тем, что нулевая отчетность не сдается и нет основания для применения к производителю, который не осуществлял в отчетном периоде деятельности (отсутствовал выпуск товара) ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
Конкретных разъяснений, в которых прямо говорилось бы о том, что Декларации и Отчетность подаются с нулевыми показателями, не обнаружено.
Отметим, что в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 марта 2017 г. N АА-10-02-32/5200 указано, что производителям/импортерам необходимо представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов даже в случае нулевых показателей.
По нашему мнению, в письме имеется в виду ситуация, когда производитель/импортер не выполнил норматив утилизации в отношении всей массы товаров, упаковки товаров, но при этом Обязанность по утилизации у него возникла в связи с выпуском товаров, упаковки на территории РФ в прошлом отчетном периоде. В таком случае в Отчетности отражается количество выпущенных товаров/упаковки, но в части количества утилизированных товаров/упаковки указываются нули.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
31 мая 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В части правил исполнения Обязанности по утилизации Закон N 89-ФЗ претерпел существенные изменения, вступившие в силу с 01.01.2024.
Изменения касаются в основном:
- производителей упаковки - раньше Обязанность по утилизации возникала не у производителей самой упаковки, а у производителей товара в этой упаковке;
- импортёров товара, упаковки товара - теперь установлены разные правила выполнения Обязанности по утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, ввезенных из стран ЕАЭС, и товаров, упаковки товаров, импортированных из третьих стран.
При этом пунктами 15 и 16 ст. 7 Закона N 451-ФЗ установлено, что выполнение установленных нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, уплату экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки обеспечивают юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 415-ФЗ), в соответствии со статьями 24.2 и 24.5 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 451-ФЗ) с учетом особенностей, установленных пунктами 15 и 16 ст. 7 Закона N 451-ФЗ.
При этом в пунктах 15 и 16 ст. 7 Закона N 451-ФЗ установлены специальные сроки представления отчетности. Но это не означает, что отчетность в указанные сроки должна быть представлена при отсутствии "товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года".
*(2) Товары, упаковка товаров, в отношении которых возникает Обязанность по утилизации, указывались в Перечне товаров и Перечне упаковки, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р.
*(3) Фраза в позициях отчетности, не подлежащих заполнению, ставится прочерк, по нашему мнению, означает, что лицо, у которого возникла Обязанность по утилизации, представляет Отчетность, но по тем графам, для заполнения которых отсутствуют показатели (например, нет сведений о количестве отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период) ставится прочерк. Но в иных показателях какие-либо данные имеются.
*(4) По аналогии можно сравнить Декларацию по НДС и Декларацию по акцизам.
Декларация по НДС представляется в т.ч. при отсутствии операций, поскольку в п. 5 ст. 174 НК РФ указано:
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В то время как Декларация по акцизам представляется, если совершались соответствующие операции. Поскольку в п. 5 ст. 204 НК РФ указано:
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, если иное не предусмотрено настоящим пунктом или пунктом 5.1 настоящей статьи, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения.
Поэтому Декларация по акцизам не представляется, если не было операций, признаваемых объектом налогообложения. Смотрите также Вопрос: Обязанность предоставления налоговой декларации по акцизам за период, когда операции, признаваемые объектом налогообложения, не осуществлялись (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).